Interested Article - Камерини, Марио
- 2020-10-30
- 1
Марио Камерини ( итал. Mario Camerini ; 6 февраля 1895 , Рим , Италия — 4 февраля 1981 , Гардоне-Ривьера , Ломбардия , Италия ) — итальянский кинорежиссёр и сценарист .
Биография
Ранние годы, работа в немом кино
Камерини начал писать сюжеты для фильмов ещё в юношеские годы, когда учился в средней школе. Позже изучал юриспруденцию, но с началом Первой мировой войны, молодой Камерини был призван в берсальеры. Война для него закончилась после того, как он оказался военнопленным в Австрии.
Камерини начал работать в кино с 1920 года в качестве помощника режиссёра на фильмах своего кузена Аугусто Дженины (1892-1957), а затем помогал в написании сценариев родному старшему брату Аугусто Камерини (1894-1972), который позже, в 1923 году поможет ему с финансированием первой режиссёрской работы — «Жоли, цирковой клоун».
В кризисные для итальянского кино 1920-е Марио Камерини работал с продюсером Стефано Питталугой на киностудии Fert studios в Турине (где были поставлены им кассовые хиты тех лет «Стрела, принц на один день», 1924 и «Мацист против шейха», 1925 ). Но разругавшись с Питталугой, он ушел в продюсерскую компанию независимых режиссёров Autori Direttore Italiani Associati, где снимает фильм «Кифф-Тебби» ( 1927 ), историю любви, снятую на натуре в Африке, на реализацию которой был получен значительный по тем временам кредит в 50 000 лир от Министерства образования . В немом кино его фильмы — преимущественно развлекательные комедии, пока он в 1930 году не снимет « Рельсы », одну из первых попыток реалистически показать жизнь простых итальянцев в 1920-е гг. Героями фильма, снятого под влиянием немецкого кино, стали молодые мужчина и женщина, колесившие по стране в поисках счастливой жизни, а в результате возвращающихся к истокам, поняв что счастливая жизнь — это просто любить друг друга. В 1931 г. Камерини сделает аудиоверсию этого изначально немого фильма.
1930-е годы
После успеха «Рельсов», в том числе и за рубежом Камерини был приглашен для работы во французском представительстве студии Paramount в Париже , где он постигает основы новой звуковой технологии, срежиссировав «Берег уродов» ( 1931 , по новелле Джозефа Конрада ). В Италии он продолжил работать преимущественно в жанре лёгкой комедии, став одним из родоначальников жанра, так называемой «комедии по-итальянски».
Камерини вместе с Алессандро Блазетти был самой представительной фигурой довоенного итальянского кино, его часто называли «итальянским Рене Клером ». Наиболее популярные фильмы 1930-х : «Что за подлецы мужчины!» ( 1932 ), « Дам миллион » ( 1935 ), «Но это не серьёзно» ( 1936 , по Луиджи Пиранделло ), «Господин Макс» ( 1937 ), «Универсальные магазины» ( 1939 ), в которых режиссёр ориентируется (пусть через стихию юмора) на реалистическое отображение среды и обстоятельств, складывающееся прежде всего из наблюдений над промежуточными между мелкой буржуазией и рабочим классом слоями. Мир Камерини (определённо напоминающий мир Клера ) — это мир юмора и зыбкой сатиры, где проскальзывает нота патетики («Как листья», 1934 ) .
Он снимал фильмы, не имевшие социальной направленности, но не лишённые определённого гуманистического звучания, проникнутые симпатией к простым людям. В те времена, когда фашисты требовали прославления «героев», ратных подвигов, грубой силы, «величия империи», эти мотивы в творчестве Камерини приобретали порой полемический характер. То ли случайно, то ли нарочно, военная драма «Великий призыв», 1936 — действие которой и съёмки происходили в Восточной Африке, сразу после итальянского вторжения в Эфиопию, — что казалось, имело место моральной поддержки политики режима воинствующего колониализма.
Единственный фильм Камерини, приведший к конфликту с властями — «Треугольная шляпа» ( 1935 , по одноимённой пьесе испанского автора Педро Антонио де Аларкона ) — остроумная, сочная, подлинно народная комедия с участием братьев Эдуардо и Пеппино Де Филиппо . Самому Бенито Муссолини не понравился ряд сцен, которые по его указке были сокращены, прежде чем фильм появился в коммерческом прокате в 1935 году. Однако, в целом его фильмы не внушали особого беспокойства фашистам и пользовались большим успехом у массового зрителя, в том числе из-за участия в них звёзд итальянского кино той поры: Витторио Де Сики , Аси Норис , Эдуардо Де Филиппо , , Джино Черви …
Личная жизнь
В 1940 Марио Камерини узаконит свои отношения с актрисой Асей Норис , с которой они до этого жили гражданским браком почти десятилетие. Ася (настоящее имя — Анастасия Николаевна фон Герцфельд, 1912-1998) была дочерью российского немца и украинки и снималась во многих фильмах супруга на протяжении всех 1930-х гг. и в начале 1940-х . Начиная с триллера «Преступление» ( 1934 ) и заканчивая драмой « История одной любви » ( 1942 ), Ася снимется у Камерини в общей сложности в восьми фильмах. Сколько они прожили вместе после регистрации — неизвестно, доподлинно известно только то, что Марио был лишь одним из пяти мужей Аси.
Послевоенный период
В 1940-е и далее Камерини сделает множество фильмов, но так и не сможет подняться до уровня своих прежних работ. Сразу после войны он снимет «Два анонимных письма» ( 1945 ), один из первых фильмов о Движении Сопротивления. Затем были интересные работы « Капитанская дочка » (по А. С. Пушкину , 1947 ) и поставленная в духе неореализма комедия «Мечты на дорогах» ( 1948 , с Анной Маньяни и Массимо Джиротти в главных ролях). Неплохо был встречен критикой и зрителем «Разбойник Мусолино» ( 1950 ) с участием и Сильваны Мангано .
Наибольший же успех имел, поставленный им в 1953 году совместно с американцами суперколосс «Улисс» (по «Одиссеи» Гомера, в прокате СССР — « Странствия Одиссея ») с Кирком Дугласом в главной роли. В 1955 году сделал ремейк своей самой успешной ленты 1930-х «Треугольной шляпы» — « Прекрасная мельничиха » (с участием Витторио Де Сики , Софи Лорен и Марчелло Мастроянни ), на сей раз вставив в фильм те крамольные сцены, что были вырезаны в первой ленте фашистской цензурой по указке дуче. Критика однако, к фильму осталась равнодушной, хотя зритель встретил фильм высокой посещаемостью. В 1956 -м участвовал в создании сценария фильма « Война и мир » (по Л. Н. Толстому , реж. Кинг Видор , итальяно-американская копродукция с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой ).
Продолжал ставить разнообразные фильмы с началом 1960-х , в том числе военную драму «Итальянские бандиты» ( 1961 ) и две приключенческих сказки на индийском материале «Кали-Юг, богиня мести» и её продолжение «Тайна индийского храма» (обе сняты в 1963 году). Со второй половины 1960-х всё реже выходит на съёмочную площадку, сняв за этот период вплоть до своей последней работы «Дон Камилло и современная молодёжь» ( 1972 ) всего два фильма.
Под руководством Камерини начинали свой путь в большом кино многие мастера кинематографа, в том числе Витторио Де Сика , Чезаре Дзаваттини , Марио Сольдати , Ренато Кастеллани и др.
Умер Марио Камерини в возрасте восьмидесяти шести лет в 1981 году.
Фильмография
Режиссёрские работы | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Оригинальное название ( it ) | Актёры | Дополнительная информация | |
1923 | Жоли, цирковой клоун | Jolli, clown da circo | Алекс Бернар, Диомира Якобини, Ренато Виска | + сценарий, жанр — комедия | |
Валли | Walli | ||||
1924 | Дом цыплят | La casa dei pulcini | Амлето Новелли, Диомира Якобини, Франц Сала | + сценарий, жанр — драма | |
Стрела, принц на один день | Saetta, principe per un giorno | Доменико Гамбино, Бьянка Хубнер, Лючия Дзанусси | |||
1925 | Я хочу изменить мужу | Voglio tradire mio marito | Линда Пини, Альберто Коло, Лидия Кваранта | продюсер Стефано Питталуга, жанр — комедия | |
1926 | Мацист против шейха | Maciste contro lo sceicco | Бартоломео Пагано , Алекс Бернар, Франц Сала | + сценарий, продюсер Стефано Питталуга, жанр — пеплум | |
1928 | Сицилия | Sicilia | документальный | ||
Кифф-Тебби | Kif Tebbi | Карло Бенетти, Пьеро Карнабучи, Нини Динелли | по роману Лючано Дзукколи | ||
1930 | Рельсы | Rotaie | Кете фон Надь, Маурицио Д’Анкора, Даниэле Креспи | + соавтор сценария (с Коррадо Д’Эррико) и актёр, жанр — драма | |
1931 | Берег уродов | La riva dei bruti | Чезаре Дзоппетти, Кармен Бони, Камилло Пилотто | по новелле Джозефа Конрада , жанр — приключенческий | |
Фигаро и его большой день | Figaro e la sua gran giornata | Джанфранко Джакетти, Леда Глория, Уго Чезири | по комедии Арнальдо Фраккароли | ||
1932 | Что за подлецы мужчины! | Gli uomini, che mascalzoni... | Лия Франка, Витторио Де Сика , Мария Денис | + соавтор сценария (с Альдо Де Бенедетти и Марио Сольдати ), жанр — романтическая комедия | |
Последнее приключение | L'ultima avventura | Армандо Фалькони, Диомира Якобини, Чезаре Дзоппетти | + соавтор сценария (с Оресте Бьяколи, Дино Фалькони, Томазо Смитом), жанр — комедия | ||
1933 | Я всегда буду тебя любить | T'amerò sempre | Эльза Де Джорджи, Нино Безоцци, Мино Доро | + соавтор сценария (с Гульельмо Альберти и Иво Перилли), жанр — мелодрама | |
Я всегда буду тебя любить (во Франции) | Je vous aimerai toujours ( fr ) | Лизетт Ланвин, Александр Д'Арси, Анри Маршан | + соавтор сценария, франкоязычный вариант фильма T'amerò sempre с французскими актёрами | ||
Сто таких дней | Cento di questi giorni | Диомира Якобини, Джанфранко Джакетти, Мино Доро | + соавтор сценария (с Гульельмо Альберти и Марио Сольдати ), жанр — комедия | ||
1934 | Преступление | Giallo | Ася Норис , Сандро Руффини, Элио Стейнер | + соавтор сценария (с Марио Сольдати ), по комедии «Человек, сменивший своё имя» Эдгара Уоллеса | |
Как листья | Come le foglie | Нино Безоцци, Иза Миранда, Мария Якобини | по пьесе Джузеппе Джакоза, жанр — комедия | ||
1935 | Треугольная шляпа | Il cappello a tre punte | Эдуардо Де Филиппо , Пеппино Де Филиппо, Леда Глория | по роману Педро Антонио де Аларкона «El sombrero de tres picos», жанр — комедия | |
Дам миллион | Darò un milione | Витторио Де Сика , Ася Норис , Луиджи Альмиранте | + соавтор сценария (с Джачи Мондаини, Иво Перилли и Чезаре Дзаваттини ), жанр — комедия | ||
1936 | Великий призыв | Il grande appello | Камилло Пилотто, Роберто Вилла, Лина Да Коста | + соавтор сценария (с Эрколе Патти, Пьеро Солари и Марио Сольдати ), жанр — драма | |
1937 | Господин Макс | Il signor Max | Витторио Де Сика , Ася Норис , Руби Д’Альма | + соавтор сценария (с Марио Сольдати по сюжету Амлето Палерми ), жанр — комедия | |
Но это не серьёзно | Ma non è una cosa seria | Витторио Де Сика , Элиза Чегани, Ася Норис | + соавтор сценария (с Эрколе Патти и Марио Сольдати ), по комедии Луиджи Пиранделло | ||
1938 |
Человек, который не может сказать нет
(в Германии) |
Der Mann, der nicht nein sagen kann ( de ) | Карл Людвиг Дисль, Карин Хардт, Вернер Финк | + соавтор сценария (с Карлом Лербсом и Вернером Финком), немецкая переделка фильма «Но это не серьёзно» | |
1939 | Сердцебиение | Batticuore | Ася Норис , Джон Лодж, Луиджи Альмиранте | + соавтор сценария (с Лео Лонганези и Иво Перилли) и монтажёр, жанр — комедия | |
Универсальные магазины | I grandi magazzini | Витторио Де Сика , Ася Норис , Энрико Глори | + соавтор сценария (с Иво Перилли, Марио Паннунцио и Ренато Кастеллани ) и монтажёр, жанр — комедия | ||
Документ | Il documento | Руджеро Руджери, Армандо Фалькони, Мария Денис | + соавтор сценария (с Ренато Кастеллани , Марио Сольдати , Марио Паннунцио, Иво Перилли и Марио Моничелли ) | ||
1940 | Сто тысяч долларов | Centomila dollari | , Ася Норис , Маурицио Д’Анкора | + соавтор сценария (с Ренато Кастеллани , Гаспаре Катальдо и Луиджи Дзампой ), по комедии Карло Конрада | |
Романтическое приключение | Una romantica avventura | Ася Норис , Джино Черви , Массимо Джиротти |
+ соавтор сценария (с
Ренато Кастеллани
, Гаспаре Катальдо, Иво Перилли и
Марио Сольдати
),
по роману Томаса Харди , жанр — драма |
||
1941 | Обручённые | I promessi sposi | Джино Черви , Дина Сассоли , Руджеро Руджери | + соавтор сценария (с Габриэле Бальдини и Иво Перилли), по роману Алессандро Мандзони , жанр — историческая драма | |
1942 | История одной любви | Una storia d'amore | Ася Норис , Пьеро Люлли, Марчелло Мастроянни |
+ соавтор сценария (с Гаспаре Катальдо, Джулио Морелли, Марио Паннунцио и Джино Висентини),
по роману Мэри МакДугал Аксельсон, жанр — драма, и монтажёр (с Туснельдо Риссо) |
|
1943 | Я буду любить тебя всегда | T'amerò sempre | Алида Валли , Джино Черви , Жюль Берри | + соавтор сценария (с Серджо Амидеи ), жанр — мелодрама | |
1945 | Два анонимных письма | Due lettere anonime | Клара Каламаи , Андреа Кекки, Дина Сассоли | + соавтор сценария (с Иво Перилли, Карло Муссо и Витторио Нино), жанр — драма | |
1946 | Ангел и Дьявол | L'angelo e il diavolo | Джино Черви , Карла Дель Поджо , Альдо Сильвани | + соавтор сценария (с Марио Моничелли и Витторио Нино) и монтажёр, по сюжету Чезаре Дзаваттини | |
1947 | Капитанская дочка | La figlia del capitano | , Иразема Дилиан, Витторио Гассман |
+ соавтор сценария (с Карло Муссо, Иво Перилли и
Стено
) и монтажёр, по одноимённой повести
Александра Сергеевича Пушкина , жанр — драма |
|
1948 | Мечты на дорогах | Molti sogni per le strade | Анна Маньяни , Массимо Джиротти , Кекко Риссоне | + соавтор сценария (с Марио Теллини) и монтажёр (с Адрианой Новелли), жанр — комедия | |
1950 | Разбойник Музолино | Il brigante Musolino | , Сильвана Мангано , Умберто Спадаро |
+ соавтор сценария (с Франко Брузати, Эннио Де Кончини, Антонио Леонвиола,
Марио Моничелли
, Иво Перилли,
Стено и Винченцо Таларико), жанр — драма |
|
Две жены — это слишком много
(Италия — Великобритания) |
Due mogli sono troppe | Сэлли Энн Хоус, Кирон Мур, Леа Падовани |
+ соавтор сценария (с Франко Брузати, Сузо Чекки д’Амико, Денисом Фриманом, Джоном Хантером и Ноэлем Лэнгли),
жанр — комедия |
||
1952 | Невеста на одну ночь | Moglie per una notte | Джино Черви , Джина Лоллобриджида , Паоло Стоппа | + соавтор сценария (с Анной Боначчи, Франко Брузати и Паоло Леви), жанр — комедия | |
Герои воскресного дня | Gli eroi della domenica | Раф Валлоне , Козетта Греко, Марчелло Мастроянни | + соавтор сценария (с Франко Брузати, Эннио Де Кончини, Лионелло Де Феличе и Дино Ризи ), жанр — спортивная драма | ||
1954 |
Улисс
(в советском прокате — Странствия Одиссея |
Ulisse | Кирк Дуглас , Сильвана Мангано , Энтони Куинн | + соавтор сценария (с Франко Брузати, Эннио Де Кончини, Хью Греем, Беном Хектом , Иво Перилли и Ирвином Шоу ), по « Одиссее » Гомера | |
1955 | Прекрасная мельничиха | La bella mugnaia | Витторио Де Сика , Софи Лорен , Марчелло Мастроянни |
+ соавтор сценария (с Аугусто Камерини, Сандро Континенца, Эннио Де Кончини и Иво Перилли),
по одноимённой пьесе Педро Антонио Де Аларкона, жанр — комедия |
|
1956 | Сестра Летиция | Suor Letizia | Анна Маньяни , Эмма Барон, |
+ соавтор сценария (с Антонио Альтовити, Сиро Анджели, Вито Бласи,
Пьеро Де Бернарди
, Эннио Де Кончини, Марио Гуэрра,
Уго Гуэрра, Амлето Микоцци, Альдо Паладини, Джозе Риманелли, Вирджилио Тоси и Чезаре Дзаваттини ), жанр — драма |
|
1957 | Отдых на Искье | Vacanze a Ischia | Витторио Де Сика , , Паоло Стоппа , Изабель Кори |
+ соавтор сценария (с Леонардо Бенвенути,
Пьеро Де Бернарди
, Паскуале Феста-Кампаниле и Массимо Франчоза),
жанр — романтическая комедия |
|
1959 | Первая любовь | Primo amore | Карла Гравина , Лорелла Де Люка, Раф Маттиоли |
+ соавтор сценария (с Леонардо Бенвенути,
Пьеро Де Бернарди
, Адженоре Инкроччи, Фурио Скарпелли и
Этторе Скола
),
жанр — мелодрама |
|
1960 | Улица Маргутта | Via Margutta | Антонелла Луальди , Жерар Блен , Франко Фабрици | + соавтор сценария (с Франко Брузати, Эннио Де Кончини и Уго Гуэрра), жанр — драма | |
Преступление | Crimen | Альберто Сорди , Витторио Гассман , Нино Манфреди | жанр — криминальная комедия | ||
1961 | Итальянские бандиты | I briganti italiani | Витторио Гассман , Эрнест Боргнайн , Розанна Скьяффино | жанр — военная драма | |
1963 | Кали-Юг, богиня мести | Kali Yug, la dea della vendetta | Сента Бергер , Клаус Кински , Клодин Оже |
+ соавтор сценария (с Леонардо Бенвенутти,
Пьеро Де Бернарди
, Гаем Уэстом и Робертом Уэстерби),
жанр — приключенческий |
|
Тайна индийского храма | Il mistero del tempio indiano | Сента Бергер , Лекс Баркер, Клодин Оже | жанр — приключенческий | ||
1966 | Почти идеальное убийство | Delitto quasi perfetto | Филипп Леруа, Памела Тиффин , Бернар Блие |
+ соавтор сценария (с Леонардо Бенвенутти,
Пьеро Де Бернарди
, Эрнесто Гастальди, Лоренцо Джичча Палли и
Стено
),
жанр — комедийный детектив |
|
1971 | Я не вижу, вы не разговариваете, он не чувствует | Io non vedo, tu non parli, lui non sente | Алигьеро Носкезе, Энрико Монтезано, Витторио Де Сика | + соавтор сценария (с и Джузеппе Моччиа), жанр — комедия | |
1972 | Дон Камилло и современная молодёжь | Don Camillo e i giovani d'oggi | Гастоне Москин, Кароль Андре, Лайонел Стэндер |
+ соавтор сценария (с Адриано Баракко, Леонардо Бенвенутти, Пьеро Де Бернарди и Лючио Де Каро),
по роману Джованнино Гуарески |
Примечания
- . Дата обращения: 31 марта 2014. 5 августа 2014 года.
- "Кино Италии. Неореализм" М., «Искусство», 1989. Перевод с итальянского. Составление, вступительная статья и комментарии Г. Д. Богемского, ISBN 5-210-00452-X (c)
Литература
- "Кино Италии. Неореализм" М., «Искусство», 1989. Перевод с итальянского. Составление, вступительная статья и комментарии Г. Д. Богемского, ISBN 5-210-00452-X (c)
- "Режиссёрская энциклопедия. Кино Европы", Сост. М.М. Черненко ; Отв. ред. Г.Н. Компаниченко, Науч.-исслед. ин-т киноискусства.-М.: Материк, 2002, ISBN 5-85646-077-4
- Sergio Grmek Germani, Mario Camerini , Il Castoro Cinema n. 84, Editrice Il Castoro, 1980
- Riccardo F. Esposito, Don Camillo e Peppone. Cronache cinematografiche dalla Bassa Padana 1951-1965 , Le Mani - Microart's, Recco, 2008, ISBN 9788880124559
- Moliterno, Gino, Historical Dictionary of Italian Cinema, Lanham, Toronto, Plymouth, The Scarecrow Press, 2008, ISBN 978-0-8108-6073-5
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-10-30
- 1