Ася Норис
(
итал.
Assia Noris
;
16 февраля
1912
(
1912-02-16
)
,
Санкт-Петербург
,
Россия
—
27 января
1998
,
Сан-Ремо
,
Лигурия
,
Италия
) — итальянская
актриса
театра и кино.
Биография
Дочь российского немца и украинки (отец — поручик Николай Карлович Герцфельд, в Италии представлявшийся бароном и присвоивший предикат «фон»
; мать — Мария Герцфельд, в девичестве — Продяйко
). Анастасия приехала с родителями после
Октябрьской революции
во
Францию
и выросла в
Ницце
, где и окончила школу. В 1929 году Анастасия отправилась в
Италию
, где стала брать уроки актёрского мастерства и вышла замуж за итальянца Гаэтано Ассиа (Gaetano Assia)
. Её творческий псевдоним возник из уменьшительной формы собственного имени Анастасия — Ася (которое транскрибируется во Франции как Assia) и редкого совпадения имени с фамилией мужа.
Дебютировала на большом экране в 1932 году исполнением небольшой роли в комедии
Марио Боннара
«Трое мужчин во фраках», но известности добилась в середине 1930-х годов благодаря фильмам режиссёра
Марио Камерини
, ставшего впоследствии очередным супругом актрисы (состояли в браке с 1940 по 1943 год). В его комедиях, вписывавшихся в модное тогда в итальянском кинематографе направление «
Кино белых телефонов
» актриса выступала зачастую в ролях наивных молодых девушек, любви которых добиваются опытные сердцееды. Её партнёрами по фильмам тех лет были тогда молодой, но уже популярный в Италии
Витторио Де Сика
(например в «
Дам миллион
», 1937, или «Но это несерьезно», 1937) и не менее известный
(как в комедии «Сто тысяч долларов», 1940). Способность актрисы интерпретировать до совершенства характер своих героинь — один из элементов успеха кинолент с её участием, таких как «Синьор Макс» (1937), «Универсальные магазины» (1939, в обоих фильмах режиссёр —
Марио Камерини
, партнёр —
Витторио Де Сика
), где Норис покоряет зрителей своей экзотической красотой и элегантным стилем, став одной из кинодив итальянского кино тридцатых годов.
Успеху актрисы способствовали фильмы начала 1940-х годов — «Дора Нельсон» (
1940
, реж.
Марио Сольдати
), «
История одной любви
» (1942, реж.
Марио Камерини
) и «Выстрел» (1942, по
А. С. Пушкину
, реж.
Ренато Кастеллани
), — где она доказала свою способность играть сложные драматические роли. Однако с окончанием
Второй мировой войны
и наступлением прогрессивного направления в итальянском киноискусстве —
неореализма
— звезда Аси Норис быстро закатилась, хотя одним из пятерых её мужей был одно время и главный представитель неореализма
Роберто Росселлини
.
Позже уехала в
Египет
, где снялась в нескольких фильмах («Амина», режиссёр
Гоффредо Алессандрини
, 1951, и др.). В 1962 году возвратилась в
Италию
и с большим успехом сыграла заглавную роль в фильме «Селестина» (1964), создав сатирический образ «ультрасовременной» женщины-бизнесмена.
Фильмография
-
Трое мужчин во фраках
/
Trois hommes en habit
, режиссёр
Марио Боннар
(1932) — франкоязычный вариант фильма
-
Трое мужчин во фраках
/
Tre uomini in frac
, режиссёр Марио Боннар (1933) — италоязычный вариант того же сюжета
-
La signorina dell’autobus
, режиссёр
(1933)
-
Ева ищет отца
/
Ève cherche un père
, режиссёр Марио Боннар (1933)
-
Преступление
/
Giallo
, режиссёр
Марио Камерини
(1933)
-
Марш новобрачных
/
La marche nuptiale
, режиссёр Марио Боннар (1934) — франкоязычный вариант фильма
-
Марш новобрачных
/
La marcia nuziale
, режиссёр Марио Боннар (1934) — италоязычный вариант того же сюжета
-
Те двое
/
Quei due
, режиссёр
(1935)
-
Дам миллион
/
Darò un milione
, режиссёр
Марио Камерини
(1935)
-
Человек, который улыбается
/
L’uomo che sorride
, режиссёр
Марио Маттоли
(1936)
-
Но это несерьезно
/
Ma non è una cosa seria
, режиссёр Марио Камерини (1936)
-
Майерлинг
/
Mayerling
, режиссёр
Анатоль Литвак
(1936)
-
Una donna tra due mondi
, режиссёр
Гоффредо Алессандрини
(1936)
-
Господин Макс
/
Il signor Max
, режиссёр Марио Камерини (1937)
-
Нина, недоступная и не глупая
/
Nina, non far la stupida
, режиссёр
(1937)
-
Мамаша Колибри
/
Maman Colibri
, режиссёр
Жан Древиль
(1937)
-
Allegri masnadieri
, режиссёр
(1937)
-
Хочу жить с Летицией
/
Voglio vivere con Letizia
, режиссёр
Камилло Мастрочинкве
(1938)
-
Дом греха
/
La casa del peccato
, режиссёр
(1938)
-
Сердцебиение
/
Batticuore
, режиссёр Марио Камерини (1939)
-
Универсальные магазины
/
I grandi magazzini
, режиссёр Марио Камерини (1939)
-
Дора Нельсон
/
Dora Nelson
, режиссёр
Марио Сольдати
(1940)
-
Сто тысяч долларов
/
Centomila dollari,
режиссёр Марио Сольдати (1940)
-
Романтическое приключение
/
Una romantica avventura
, режиссёр Марио Камерини (1940)
-
С женщинами не шутят
/
Con le donne non si scherza
, режиссёр
(1941)
-
Медовый месяц
/
Luna di miele
, режиссёр
(1941)
-
Margherita fra i tre
, режиссёр
(1942)
-
Выстрел
/
Un colpo di pistola
, режиссёр
Ренато Кастеллани
(1942)
-
История одной любви
/
Una storia d’amore
, режиссёр
Марио Камерини
(1942)
-
Он приехал в день всех святых
/
Il viaggiatore d’Ognissanti
(
Le voyageur de la Toussaint
), режиссёр
Луи Дакен
(1943)
-
Капитан Фракасс
/ Le capitaine Fracasse
), режиссёр
Абель Ганс
(1943)
-
(итал.)
(
/
Una piccola moglie
, regia di режиссёр
(1943)
-
новелла
Non rubare
в фильме
I dieci comandamenti
, режиссёр
(1945)
-
Che distinta famiglia!
, режиссёр Марио Боннар (1945)
-
Амина
/
Amina
, Египет, режиссёр
Гоффредо Алессандрини
(1950)
-
Селестина
/
La Celestina P… R…
, режиссёр
Карло Лидзани
(1965)
Примечания
-
Михаил Талалай.
Российский некрополь в Италии. —
М.
: Старая Басманная, 2014. — С. 198-199. —
ISBN 978-5-906470-18-8
.
-
Из документов о русских захоронениях на сан-ремском кладбище «Армеа», опубликованных на русском языке в Италии, Салерно, 2002. Автор М. Г. Талалай.
(
ru
)
от 31 мая 2016 на
Wayback Machine
-
[
(неопр.)
. Дата обращения: 3 марта 2014.
9 ноября 2014 года.
Les séductrices du cinéma italien
(
fr
)
]
Ссылки
-
(
итал.
) на сайте
/ «Русские в Италии»
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
Генеалогия и некрополистика
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|