Обитель основана во второй половине XVI века учеником
преподобного
Александра Свирского
— преподобным Афанасием Сяндемским по благословению новгородского архиепископа
Пимена
и была мужской. Первоначально на берегу озера Сянзе (Сянде, или Сяндебского) им была выстроена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы и восемь келий, где жили десятеро монахов
. Местные жители, вначале недовольные появлением монастыря, пожаловались архиепископу, что Афанасий Сяндемский построил монастырь якобы на землях новгородского архиерейского дома, и на время он ушёл из обители в
Александро-Свирский монастырь
.
В 1577 году обитель получила
жалованную грамоту
митрополита новгородского
Александра
, которая закрепила землю за монастырём, и Афанасий Сяндемский вернулся обратно в монастырь, где прожил до смерти и был погребён на одном из мысов Рощинского озера
.
Во время
Ливонской войны
в 1582 году монастырь подвергся нападению шведов — была сожжена Троицкая церковь и убит новый
игумен
. Согласно
книгам
1628—1629 годов в монастыре были заново отстроенная Троицкая церковь, три кельи, в которых проживали строитель монастыря Иосиф и семь старцев, а также был скотный двор
.
В 1720 году обитель полностью сгорела и была отстроена заново
. В 1723 году к обители были приписаны
Андрусовская
и Задне-Никифоровские пустыни, однако в 1764 году в результате
секуляризационной реформы Екатерины II
пустынь была закрыта. В 1802 году церкви упразднённой пустыни были приписаны к Туксинской приходской церкви, в 1821 году — к Андрусовской обители, что позволило возобновить монашескую жизнь.
Восстановлению и укреплению пустыни способствовал игумен
Валаамского монастыря
Иннокентий, выделивший денежные средства на восстановление пустыни. Иннокентий в 1827 году добился от Комитета министров выделения земли для восстанавливаемой Сяндемской пустыни
. Старцем Иннокентием была приобретена для церкви
Владимирская икона Божией Матери
в серебряной
ризе
. Кроме того, графиня
Анна Орлова-Чесменская
украсила на свои средства
ризницу
церкви. В 1852 году тщанием валаамского игумена Дамаскина обитель получила икону валаамских чудотворцев Сергия и Германа. В 1879 году братия состояла из девятерых человек, земли было 75 десятин.
В 1902 году пустынь получила самостоятельность, однако доходы её были невелики, и в 1909 году пустынь была преобразована в женскую. Одной из целей пустыни стало просвещение местного
карельского
населения
. В 1911 году в обители жили 18 человек.
После
революции 1917 года
пустынь была закрыта, её земли и имущество переданы образованному животноводческому
совхозу
. Часть сестёр вошла в православную общину деревни Сяндеба.
В настоящее время Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женский монастырь. Были возведены деревянный Троицкий храм, жилые и хозяйственные постройки
.
В 2014 году на территории монастыря были обнаружены останки трёх советских воинов, погибших в период Советско-финской войны. Их прах был захоронен на территории обители
.
Храмы и часовни монастыря
Деревянный во имя Пресвятой Троицы. Храм, выстроенный Афанасием Сяндемским в XVI веке. Сожжен в 1582 году шведами, восстановлен в начале XVII века. В советское время утрачен. В середине 2000-х годов вновь построен на другом месте
.
Деревянный во имя
Успения Божией Матери
с папертью и колокольней. В 1827 г. перестроен на средства, пожертвованные императором Николаем I. Не сохранился. 2 августа 2013 года митрополитом Петрозаводским и Карельским Мануилом был освящён фундамент строящегося Успенского храма
.
Каменный храм во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи преподобного Афанасия, Сяндемского чудотворца. Вначале был деревянным, в 1720 году сгорел. При строительстве нового храма были обретены мощи Афанасия Сяндемского, которые помещены в церкви под спудом.
Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи преподобного Афанасия были помещены у стены за правым клиросом. В 1939 году храм был закрыт и передан Нурмольскому сельскому совету под клуб. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.
В начале XX века наряду с одноимённым храмом была деревянная часовня во имя Успения Божией Матери.
Настоятели обители
Илья Схимник
Никандр, строитель, «чёрный поп» (упоминается в 1592 г.)
Иосиф (1694)
Лаврентий, игумен (1697)
Иосиф (1827—1835)
Азарий (1871—1877)
Антоний (1877—1878)
Савватий (1878 г.)
Геннадий, иеромонах, управляющий Андрусовским монастырём (с 1878 г.)
Аркадий, иеромонах, управляющий Андрусовским монастырём (по 1884 г.)
(неопр.)
. Дата обращения: 16 июля 2011.
8 мая 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 августа 2013.
27 сентября 2013 года.
Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упразднённых и существующих в Олонецкой губернии, с их настоятелями // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Издание Олонецкого губернского статкомитета: Петрозаводск, Олонецкая губернская типография, 1867. — с.26
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви — Спб., 1877, с.1009
(неопр.)
. Дата обращения: 10 августа 2017.
10 августа 2017 года.
Памятные книжки Олонецкой губернии за 1902—1917 гг.
В 1925 г. в газете "Красная Карелия" опубликовано объявление о снятии сана монахини от имени бывшей настоятельницы обители Елизаветы (Белоусовой) // Красная Карелия. 1925. 31 января
(неопр.)
. Дата обращения: 6 сентября 2012.
28 октября 2011 года.
Литература
Олонецкая епархия: Страницы истории / Сост. Н. А. Басова и др. — Петрозаводск, 2001.
Афанасиево-Сяндебская женская пустынь и её задачи / Сост. архимандрит Никодим. — Петрозаводск, 1910.
Сяндемская-Успенская пустынь: историко-статистические заметки: изданы в пользу пустыни — М. : в тип. С. Попова, 1860. — 24 с.
Краткий очерк жизни преподобного Афанасия Сяндемского и описание основанной им Сяндемской Успенской пустыни. — Гатчина : тип. Х. Неймана, 1889. — 20 с.