Interested Article - Варежки (фильм)

«Варежки» — советский короткометражный художественный фильм о дружбе людей тыла и фронта в годы Великой Отечественной войны .

Фильм снят кинематографистами Ленинграда весной 1942 года — единственный художественный фильм, снятый во время Блокады . « Ленфильм » был эвакуирован в Алма-Ату в 1941 году. Следующий художественный фильм был снят уже после снятия Блокады — в 1944 году: « Морской батальон ».

Сюжет

Зима 1942 года. Ленинградский фронт . На передовую доставляют посылки, присланные из тыла. В одной из посылок, отправленных жителями Ленинграда, — тёплые варежки и письмо, в котором девушка просит вручить её подарок самому храброму солдату… В подразделении решают, кому же должны достаться варежки, и тут с разведки в блиндаж возвращается боец Костя Грачёв, с трофеями, ему-то и вручают варежки. В очередном выходе в разведку раненого Грачёва на себе выносит, хоть и тоже раненый, боец Федя Дорожкин. Грачёв отдаёт варежки Дорожкину. Придя навестить Грачёва в тыловом госпитале, Дорожкин встречает там медсестру Галю, которая и оказывается той самой девушкой — отправившей на фронт подарок для самого храброго.

Съёмочная группа

В ролях

Главные роли:

Профессиональные актёры играли только главные роли, остальные роли исполнялись моряками Ладожской флотилии:

  • лейтенант В. Пустынников лейтенант Красной Армии
  • краснофлотец Гробовецкий — 1-й краснофлотец
  • краснофлотец Близнецов — 2-й краснофлотец
  • краснофлотец Долгов — наблюдатель
  • краснофлотец Рябов — немецкий офицер

Примечательно, что ни в «немецкой» массовке, ни тем более в роли пленного фашиста никто не хотел сниматься — только приказом командира части моряков заставили пойти на такой «позор».

Съёмки

Фильм снимался по заданию Политуправления Краснознамённого Балтийского флота.

Основой для сценария послужила заметка в газете « Ленинградская правда » о том как девушки одного завода отправили на фронт тёплые вещи, и одна связала варежки и вышила на них: «Самому храброму». Первое название фильма — «Самый храбрый», но поскольку в то же время на Большой Земле уже была снята картина с таким названием (новелла «Самый храбрый» в Боевом киносборнике № 7 ), название изменили на «Варежки».

Перед работой над фильмом, в феврале 1942 года, наиболее истощённых от голода членов съёмочной группы на несколько дней помещали в стационар и давали дополнительное питание, но тем не менее в стационаре от голода умер художник-постановщик фильма Семён Мейнкин , а в результате бомбёжки погибли администратор картины Шумов и водитель Матищук.

Съёмочный процесс пришёлся на март-май 1942 года. « Ленфильм » был эвакуирован, и в основном работа велась на базе КБФ на Ладоге. Из Ленинграда выехали 17 марта, а вернулись 4 мая.

Съёмки велись в посёлке Осиновце на берегу Ладожского озера, основную работу решено было перенести в бухту Морье на базу первого дивизиона канонерских лодок Ладожской флотилии , которым командовал капитан второго ранга Николай Озаровский (через полгода оператор Вячеслав Горданов снова встретится с Озаровским — став фронтовым кинооператором, он 22 октября 1942 года примет участие в бою трёх канонерских лодок против тридцати немецких понтонов, спасёт их лишь налёт авиации, перетопившей почти все немецкие суда), съёмочная группа была размещена на борту канонерских лодок «Селимжа» и «Нора». Как вспоминал оператор фильма Вячеслав Горданов :

Наши первые ощущения были несколько странными. Мы вдруг очутились в условиях, которые ещё за полгода до этого были для нас самыми обыкновенными, но которые сейчас казались нам какой-то необыкновенной роскошью. Горел электрический свет. Было очень тепло. Из крана шла вода, и притом не только холодная, но и горячая! И трудно было представить себе, что где-то очень близко громадный город, из которого мы только что приехали, где приходилось таскать воду издалека, часто из проруби на Неве, освещать жилища самодельными коптилками, топить жестяные печурки мебелью и т. д. Стол в кают-компании был накрыт белоснежной скатертью, на большом блюде лежал нарезанный хлеб, масло, в сахарнице был сахар. Никаких порций, все как в мирное время. И очень хорошие, сердечные люди, чуткие и тактичные, которые осторожно и порою даже трогательно вводили нас в эту «нормальную» жизнь и часто делились с нами своим и без того урезанным пайком. И сейчас, когда я оглядываюсь назад, эти два месяца, проведенные на Ладоге, кажутся мне очень счастливыми и светлыми, прежде всего из-за той атмосферы сердечного тепла и дружбы, которыми так щедро окружил нас личный состав этих кораблей.

Съёмки велись на натуре. Для ряда сцен под павильон оборудовали большую избу и сняли там несколько малых декораций. Сцена с главными событиями фильма снималась в нескольких километрах от базы — на берегу Ладоги, возле настоящего действующего ДОТа , стоящего в конце дороги над высоким обрывом.

Заканчивали съёмки уже в Ленинграде, где были сделаны несколько павильонных кадров, весьма ограниченных из-за отсутствия электроэнергии.

Мы сняли всю картину, не видя ничего на экране, так как в тот период в Ленинграде не было ни одного действовавшего цеха обработки пленки. «Ленфильм» был эвакуирован, а на « Леннаучфильме » этот цех восстанавливался, так что нам пришлось обождать до начала июня, прежде чем мы смогли что-нибудь посмотреть. Тут, конечно, не обошлось без неожиданностей, неприятных, а иногда и приятных, но монтаж прошёл благополучно.

оператор фильма Вячеслав Горданов

Несмотря на войну и блокаду, во время съёмок фильма нашлось время и для любви: так, режиссёр монтажа фильма Рашель Мильман зная, что оператор фильма Вячеслав Горданов не женат, решила побыть « свахой » и подстроила его встречу со своей подругой и его будущей женой — адвокатом Мусей Мухаринской. Для этого она собрала на праздник подруг Мусю, Лену Рывину и Олю Берггольц , и позвали Горданова. Все принесли свои пайки, достали где-то немного спирта:

Сплошной девичник… Все толстые от одежды в десять слоев, и Вяча — длинный, тощий… Я его посадила… Ну, чтоб он был между мной и Мусей… Он пошёл её провожать.

1 сентября 1942 года, после окончания монтажа, фильм был отправлен для сдачи в Москву, и его сразу же выпустили на экран.

Фильм с успехом демонстрировался в подразделениях Ленинградского фронта, а музыка к нему часто передавалась по радио.

По состоянию на 1973 год фильм хранился в Госфильмофонде СССР .

Оценки

Фильм «Варежки», казалось бы, ничем не отличается от многочисленных короткометражек, которые вышли на экран в первые годы войны. Но есть в титрах его одна надпись, которая сразу меняет отношение к фильму и людям, его создавшим: Ленинград. Март — май 1942 года. Эта надпись — свидетельство гражданского подвига ленинградских кинематографистов, в первую, самую страшную зиму блокады подготовивших и поставивших художественный фильм.

Яков Леонидович Бутовский , киновед, кандидат искусствоведения, член редколлегии журнала « Киноведческие записки », 1973 год

Совершенно беспрецедентным фактом стала постановка художественного, игрового, пусть и короткометражного фильма «Варежки» — фактически во фронтовых условиях в блокадном Ленинграде.

Александр Леонидович Казин , заведующий сектором кино и телевидения Российского института истории искусств РАН , 2005 год

Неснятый фильм о фильме

О съёмках фильма во фронтовых условиях и жизни ленфильмовцев, оставшихся в блокадном Ленинграде, режиссёр Н. А. Любошиц написал автобиографический сценарий «Хромой солдат», где ввёл несколько выдуманных персонажей и сюжетных линий, но в целом персонажи — участники съёмок — реальны и узнаваемы в героях сценария, так, себя он вывел под именем белорусского режиссёра Янки Макаенка. Этот сценарий так и не был реализован, впервые напечатан в виде воспоминаний в журнале « Киноведческие записки » № 72 за 2005 год.

Комментарии

  1. вероятно — Вадим Ювенальевич Пустынников, 1919 г.р., лейтенант, командир катера МО-175 входящий во 2-й дивизион Ладожской флотилии. Погиб 9 октября 1942 года в районе острова Коневиц на Ладоге при атаке на немецкий караван барж с превосходящим по численности охранением противника, снаряд с парома типа «Зибель» попал в штурманскую рубку катера.

Примечания

  1. Очерки истории Ленинграда: Период Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945 гг. — Институт истории (Академия наук СССР) — Издательство Академии наук СССР, 1967 — стр. 630
  2. Любошиц Н. Хромой солдат // Киноведческие записки. 2005. № 72. С. 256
  3. Кинооператор Вячеслав Горданов — Искусство, Ленинградское отделение, 1973—358 с. — стр. 355
  4. Художники Ленинграда в годы блокады — Художник РСФСР, 1965 — 90 с. — стр. 87
  5. Русаков З. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — 2-е изд., исправл. и доп. — Л.: Лениздат, 1989. — 173 с.
  6. Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознамённой Ладожской флотилии / Составитель 3. Г. Русаков. — Л.: Лениздат, 1969. — 414 с.
  7. И. Ломакина — Музы не молчали // «Неделя», № 1355, 1986 год
  8. Киноведческие записки, Выпуски 89-90, 2008
  9. Яков Бутовский — Рашель // Киноведческие записки, Выпуски 89-90, Всесоюзный научно-исследовательский институт киноискусства, Госкино СССР, 2008 — стр. 181
  10. Бутовский Я. Л. - От романтической фотографии к поэтическому кино // от 30 октября 2018 на Wayback Machine , 1973
  11. Александр Леонидович Казин - Век петербургского кино: сб. науч. тр. - Российский институт истории искусств (РИИИ), 2007 - 266 с. - стр. 223

Литература

  • Кино во время блокады. О работе над картиной «Варежки» // Горданов. Записки кинооператора / Сборник: Кинооператор Вячеслав Горданов — Ленинград: Искусство, 1973.
  • Петр Багров, Вера Кузнецова — // «Киноведческие записки» № 72 за 2005 год
  • Любошиц, Нота — Хромой солдат: киносценарий // «Киноведческие записки» № 72 за 2005 год — 391 с. — стр. 240—273
  • Н. Любошиц — Фронтовой фильм // Век петербургского кино: сборник научных трудов — СПб.: Российский институт истории искусств, 2007. — стр. 241—251
  • Варежки // Советские художественные фильмы: Звуковые фильмы, 1930—1957 — Всесоюзный государственный фонд кинофильмов — Москва: Искусство, 1961 — стр. 296—297
Источник —

Same as Варежки (фильм)