Стеклянный ключ (фильм, 1942)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Великая любовь » ( нем. Die große Liebe ) — немецкий фильм режиссёра Рольфа Хансена , вышедший в 1942 году и ставший самым коммерчески успешным фильмом нацистской Германии .
Обер-лейтенант Пауль Вендланд – военный пилот, сражающийся в Северной Африке. Получив отпуск на один день, он идет в театр-варьете «Скала» на представление популярной датской певицы Ханны Хольберг. Вендланд влюбляется в неё с первого взгляда и после представления следует за ней, отваживая другого поклонника, настойчиво показывая свою симпатию и стараясь познакомиться. Ханна, как выясняется, идёт не к себе домой, а на вечеринку, но, представившись другом Ханны, Пауль проходит вместе с ней, и, улучив момент, признаётся в любви. Когда Ханна уходит, Пауль провожает её до дверей дома. Ханна намерена попрощаться с нежеланным гостем, но в этот момент звучат сирены, и герои вынуждены спасаться от авианалёта в бомбоубежище. В убежище Пауль своим спокойствием и общительностью очаровывает всех знакомых Ханны и в конце концов ему удаётся растопить её сердце, они проводят ночь вместе. Наутро Пауль возвращается на фронт.
Чувства Пауля и Ханны проверяются долгой разлукой, они никак не могут увидеться снова (Пауль однажды приезжает в Берлин, но именно в этот день его возлюбленная даёт концерт в Париже). В отсутствие Пауля Ханну осаждает работающий с ней композитор Александр Рудницкий, готовый ради неё развестись с женой. Пауль всё же просит руки Ханны, она соглашается, но перед свадебной церемонией его срочно отзывают на фронт. Чтобы смягчить горечь разлуки, Ханна отправляется на гастроли в Рим. Там её находит Пауль, взявший трёхнедельный отпуск. Они планируют свадьбу, но уже на следующий день Пауль сообщает невесте, что несмотря на отпуск он чувствует себя обязанным вернуться в расположение части. Ханна не может его понять, и между влюблёнными происходит стычка, которая, кажется, может привести к расставанию.
С началом войны между Германией и Советским Союзом Пауля отправляют на восточный фронт. Там вскоре гибнет его близкий друг Эцдорф, и Пауль пишет Ханне прощальное письмо. Ханна и Пауль воссоединяются в госпитале, где он восстанавливается после ранения. В заключительных кадрах зритель видит счастливую пару влюблённых на фоне горного пейзажа, а в небе проносится эскадрилья Люфтваффе.
Авторы всех песен – композитор и поэт Бруно Бальц . Все песни исполнила Цара Леандер.
Актёр | Роль |
---|---|
Цара Леандер | Ханна Хольберг |
Пауль Вендланд | |
Кэти | |
Пауль Хёрбигер | Александр Рудницкий |
Эцдорф | |
Альфред | |
Герр Вештфаль | |
Фрау Вештфаль |
«Великую любовь» относят к числу «фильмов о преодолении» ( Durchhaltefilme ), которые стали важным элементом немецкой киноиндустрии после начала Второй мировой войны и должны были убедить жителей страны принять временные лишения и разлуку с любимыми, пока не закончена война . Главная мысль фильма выражена в первой же песне Ханны Хольберг Davon geht die Welt nicht unter («Это не конец света»), которую она поёт, обращаясь к солдатам и буквально говоря, что благодаря войне любящие сердца могут найти новые способы чувствовать близость друг к другу . Остальные песни тоже простыми словами доносят до зрителя нехитрую мораль фильма . Война представлена в первую очередь как приключение, принять участие в котором в роли солдата или ждущей жены солдата – высшее предназначение как мужчины, так и женщины .
«Великая любовь» снималась в период с сентября 1941 года по май 1942 года в Вене, Берлине и Риме. Идея сюжета о любви пилота и певицы принадлежала писателю Александру Лернету-Холения , сценарий написали Петер Гролль и режиссёр Рольф Ханзен . В съёмках были задействованы лучшие силы UFA – постоянно работавший с Царой Леандер оператор и когорта известных актёров во второстепенных ролях .
Картина вышла на экраны 12 июня 1942 года, через две недели после первой в своём роде разрушительной бомбардировки Кёльна , которая придала заложенному в фильм посланию дополнительную актуальность . «Великая любовь» стала самым популярным фильмом Третьего рейха: её посмотрело 27 млн. человек (почти половина населения страны), а сборы составили 8 млн. рейхсмарок .
Стивен Брокманн рассматривает «Великую любовь» как вариацию на тему « Укрощения строптивой »: в начале фильма Ханна свободно чувствует себя в артистических кругах и меняет кавалеров, но постепенно посвящает себя роли жены единственного мужчины – пилота Люфтваффе, воплощения нацистского идеала мужественности . Во время сцены в бомбоубежище Пауль и Ханна играют с оказавшимся там же мальчиком, как бы предсказывая, что в будущем они окажутся хорошими родителями . В целом трансформацию Ханны в фильме Брокманн ёмко описывает словами «от женщины-вамп до Мадонны » .