Interested Article - Война на море от Гавайских островов до Малайи

«Война на море от Гавайских островов до Малайи» (также известен как «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» яп. ハワイ・マレー沖海戦 Хавай-марэ оки кайсэн англ. The War at Sea From Hawaii to Malaya ) — японский чёрно-белый пропагандистский фильм в жанре военной драмы, поставленный режиссёром Кадзиро Ямамото в 1942 году . В фильме показано начало Тихоокеанской войны с японской точки зрения и по всей очевидности с намерениями показать привлекательный характер военно-морского воспитания с целью вербовки новых добровольцев для армии и флота, подготавливая молодых людей к патриотической готовности сражаться и умереть . У главного оператора Акиры Мимуры было четверо ассистентов, снимавших документальные сцены массовых учений новобранцев военно-морского флота. Будни военно-морского училища, изображение того, как выковывался воинственный дух молодых людей, пришедших сюда из мирной жизни, являются наиболее впечатляющими эпизодами кинокартины. Не менее реалистичными являются и кадры со спецэффектами, снятые при помощи мастера Эйдзи Цубурая, в которых подробно показано уничтожение военно-морской базы США на Гавайях и гибели двух британских линкоров у побережья Малайзии. С их детальной реконструкцией событий, эти киносъёмки установили стандарты для более поздних фильмов студии «Тохо» о монстрах («кайдзю эйга») , к работе над которыми также был причастен Цубурая. Фильм был сделан настолько совершенно с технической точки зрения, что, когда после войны сотрудники штаба американских оккупационных войск смотрели его, они были уверены, что перед ними документальные съёмки боя .

Сюжет

Япония, 1936 год. С юных лет Томода был увлечённым пловцом и водолазом. Он мог запросто броситься с высокой скалы в воду. Он любит жить с риском и убеждает своего двоюродного брата, военнослужащего, чтобы тот похлопотал о его найме на военную службу. Он готовится стать военно-морским лётчиком, поступив на учёбу в Военную академию Цутиура. Жизнь курсантов показана со всей её беспощадной дисциплиной, с жёсткой взыскательностью учителей. Курсантам трудно, печёт жаркое солнце, но никто из молодых людей не проявляет даже признаков слабости. В декабре 1941 года Томода был на борту авианосца, с которого японские бомбардировщики начали атаку на Пёрл-Харбор. Завершается фильм сражением японского флота за Малайский архипелаг: в районе Сингапура была разгромлена эскадра британских боевых кораблей.

В ролях

  • Дэндзиро Окоти капитан Сатакэ
  • майор Морибэ
  • капитан Ямасита
  • Каору Ито — Гиити Томода
  • Сэцуко Хара Кикуко, сестра Гиити
  • Цунэ, мать Гиити
  • Тэруко Като — Умэко, сестра Гиити
  • Акира Накамура — Тадааки Татибана
  • командующий Куримото
  • офицер Идзава
  • Сайто
  • Усидзука
  • Исао Кимура Курата
  • Акияма, руководитель полётов

Премьеры

Награды и номинации

  • Премия за лучший фильм 1942 года .

О фильме

8 декабря 1941 года стало одним из трагических дней для мировой истории. В этот день японская эскадра совершила вероломное нападение на американский флот , базировавшийся в Пёрл-Харборе . Огонь Второй мировой войны перекинулся на Тихий океан.

Когда из уст дикторов радиокомпаний посыпались сообщения о военных успехах на всех фронтах, о блистательных рейдах военных кораблей, весь японский народ буквально опьянел от победных реляций, а премьер-министр Тодзио , принявший решение начать эту войну, стал в глазах народа героем. С этого времени почти всь народ, включая и тех, кто старался до этого оставаться честным, занимая в отношении войны позицию стороннего наблюдателя и отказываясь от сотрудничества с военщиной, стал активно участвовать в войне. Люди, являвшиеся до этого либералами и в глубине души считавшие себя противниками войны, начали призывать к «уничтожению проклятых американцев и англичан» .

Именно в такой обстановке и появился фильм «Война на море от Гавайских островов до Малайи». Компания « Тохо » вместе с информационным отделом флота намеревалась выпустить его к годовщине начала войны. Это было невиданное по своим масштабам предприятие для японской кинематографии. На производство кинокартины было затрачено 770 тысяч иен , на рекламу — 150 тыс. иен (в то время как смета обычного фильма составляла 40 000 иен). Фильм посмотрели 10 миллионов японцев и он длительное время не сходил с экрана. Более того, фильм способствовал не столько повышению решимости к борьбе, сколько повышению «господствавшего на флоте духа» — отдать свою жизнь за родину.

создание макета Пёрл-Харбора мастерами группы Эйдзи Цубурая

В фильме показаны юноши, которые не могут быть безучастными зрителями в критический момент истории Японии, они вступают в специальные учебные отряды, где из них воспитывают сверхчеловеков. Полные суровой силы, они становятся пилотами и поднимаются на борт авианосцев. Японо-американские отношения стремительно обостряются, и эскадра выступает к Гавайским берегам. Начинаются кадры нападения на Пёрл-Харбор, являющиеся кульминационными в фильме. Эти кадры были первой удачей специальной операторской группы кинокомпании «Тохо», возглавляемой Эйдзи Цубурая . Взяв за основу документальные кадры военных действий, Цубурая со своей группой под открытым небом создали огромную модель Пёрл-Харбора, построили в натуральную величину линкор и базу Татияма и воспроизвели с поразительной точностью все детали нападения на американскую базу .

Примечания

  1. от 9 апреля 2016 на Wayback Machine на официальном сайте Берлинского кинофестиваля (англ.) , (нем.)
  2. Ивасаки, Акира . «История японского кино», 1961 (перевод с японского 1966, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин и Б. Раскин). — М. : Искусство, 1966, С.320 (стр. 132)
  3. от 3 июля 2020 на Wayback Machine на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
  4. от 29 сентября 2018 на Wayback Machine at the Rinkworks.com (англ.)
  5. Ивасаки, Акира . «История японского кино», 1961 (перевод с японского 1966, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин и Б. Раскин). — М. : Искусство, 1966, С.320 (стр. 130—131)

Литература

  • Ивасаки, Акира . «Современное японское кино», 1958, (перевод с японского 1962, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин), — М.: Искусство, 1962, С.524.
  • Ивасаки, Акира . «История японского кино», 1961 (перевод с японского 1966, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин и Б. Раскин). — М. : Искусство, 1966, С.320.
  • Генс, Инна Юлиусовна . «Меч и Хиросима». М., «Искусство», 1972. — С.200.
  • Сато, Тадао . «Кино Японии»: Перевод с английского — М., «Радуга», 1988. — С.224. ISBN 5-05-002303-3
  • America’s Wars in Asia: A Cultural Approach to History and Memory. Edited by Philip West, Steven I. Levine, and Jackie Hiltz. Armonk, N.Y. and London: M. E. Sharpe, 1998. vii. 286 pp. ISBN 0-7656-3206-3 , 9780765632067
  • Jacoby, Alexander . A Critical Handbook of Japanese Film Directors: From the Silent Era to the Present Day. Stone Bridge Press, 2013. — С. 432.

Ссылки

Источник —

Same as Война на море от Гавайских островов до Малайи