Операция «Удар в пустыне»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Замок в пустыне» ( англ. Castle in the Desert ) — американский детективный фильм с элементами комедии , поставленный режиссёром , который вышел на экраны в 1942 году .
Действие фильма разворачивается в замке, расположенном в уединённом месте в пустыне Мохаве , который принадлежит мрачному и скрытному мистеру Мандерли ( Дугласс Дамбрилл ). Хозяин замка увлечён Средневековьем , его жена Люси ( ) по происхождению является принцессой Лукрецией делла Борджиа . После того, как таинственно умирает от отравления гость Мандерли, профессор Глисон ( ), в замок приезжает детектив Чарли Чан ( Сидни Толер ) с сыном Джимми ( ). Детектив начинает расследование, в ходе которого под подозрение попадают как хозяева замка, так и их адвокат ( ), астролог мадам Сатурния ( Этель Гриффис ) и скульптор Уотсон Кинг ( Генри Дэниелл ), который прибыл лепить бюст Люси. После ещё двух смертей (две из них в итоге оказались инсценировками) Чарли Чану удаётся установить преступников, пытавшихся завладеть усадьбой и имуществом Мандерли, а также разоблачить убийцу.
Это одиннадцатый фильм с Сидни Толером в роли детектива Чарли Чана, и последний фильм киносериала, который произвела студия 20th Century Fox . В дальнейшем Толер продолжил сниматься в роли Чарли Чана в фильмах, которые выпускала студия .
Современные критики в целом высоко оценили картину, особенно отметив созданную авторами атмосферу старого замка, хотя при этом обращалось внимание и на то, что сюжет чрезмерно запутан, а юмор не всегда срабатывает.
В калифорнийской пустыне Мохаве , в 50 километрах от ближайшего городка Мохаве-Уэллс расположен шикарный замок в средневековом стиле . Замок принадлежит эксцентричному миллионеру Полу Мандерли ( Дугласс Дамбрилл ), который занимается исследованием Средневековья и носит на лице маску, якобы чтобы скрыть след от ожога. Вместе с Полом в замке находятся его жена Люси ( ), которая по происхождению является принцессой из знаменитого итальянского рода Борджиа , а также адвокат Пола, Уолтер Хартфорд ( ) с женой Брендой ( Арлин Уилан ) и врач Пола, доктор Ретлинг ( Стивен Герей ). В замок в качестве гостя приезжает профессор Глисон ( ), который, выпив вина, на глазах у Пола, Уолтера и Ретлинга падает без сознания, после чего Ретлинг сообщает Полу, что Глисон умер от отравления. Пол знает, что по условиям наследования, он может потерять замок и всё имущество в случае какого-либо скандала. Кроме того, он опасается, что подозрение в убийстве может пасть на Люси, род которой с древних времён известен организацией отравлений. Поэтому Пол уговаривает Уолтера и Ретлинга перевезти тело Глисона в городскую гостиницу, обставив дело так, что тот умер там от сердечного приступа.
Тем временем в одной из гостиниц Сан-Франциско детектив из Гонолулу Чарли Чан ( Сидни Толер ) встречается со своим «сыном номер два» Джимми ( ), который получил увольнение из армии. Когда Чану доставляют записку, якобы подписанную Люси, с просьбой как можно скорее приехать в замок, он тут же уезжает. Добравшись до Мохаве-Уэллс, Чан нанимает водителя, чтобы доехать до замка, забирая с собой скульптора Уотсона Кинга ( Генри Дэниелл ), который получил заказ вылепить бюст Люси. В замке Чан знакомится с Полом, который показывает ему средневековые интерьеры, рассказывая, что предпочитает жить в уединении, и даже отказался от электричества и телефонной связи. При встрече с детективом Люси заявляет, что не посылала ему никакого приглашения. После этого Чарли собирается уезжать, однако выясняется, что кто-то похитил из автомобиля распределитель зажигания, и его невозможно завести. Между тем Ретлинг намекает на то, что убийцей профессора Глисона могла быть Люси, которая, по мнению доктора, не совсем здорова, однако Чан не уверен в этом.
Вскоре в замке появляется Джимми, чтобы передать письмо с угрозами, которое пришло в отель после отъезда Чана. Вместе с ним приезжает местная гадалка и астролог мадам Сатурния ( Этель Гриффис ), которая предчувствует, что в замке скоро произойдёт убийство. Затем в дом попадает Артур Флетчер ( ), частный детектив, представляющий семью Глисона. После того, как Флетчер, выпив вина, также падает от отравления ядом, Ретлинг пытается убедить Пола, что в этом виновна Люси, которая должна быть помещена в сумасшедший дом. На это Мандерли отвечает, что передаст доверенность на право управления своим имуществом Хартфорду, а сам, чтобы не создавать шума, вместе с Люси уедет. Тем временем Люси рассказывает Чану о своём сводном брате Чезаре, который в своё время был оправдан по обвинению в отравлении, а затем убит на войне в Испании . Следует серия смертельно опасных приключений, в ходе которых Чана, в частности, пытаются застрелить из арбалета. Однако в итоге Чан разоблачает план Уолтера, Бренды и Ретлинга, которые наняли Глисона и Флетчера, чтобы те имитировали собственную смерть от отравления, что вынудило бы Пола передать своё имущество в управление Уолтеру. Чан объясняет также, что поддельное письмо с приглашением ему написал Ретлинг с тем, чтобы Чан как официальное лицо зафиксировал бы факты смертей. После разоблачения Бренда сообщает, что Чезаре не умер и что месяц назад он написал Хартфорду, требуя денег. В этот момент происходит реальное убийство Хартфорда, которого находят заколотым стрелой от арбалета. Собрав всех присутствующих в одном зале, Чан рассказывает, что убийца, который находится среди них, не имеет отношения к плану Хартфорда, Бренды и Ретлинга. В его планы входило именно убийство Хартфорда, а затем и Пола Мандерли, чтобы всё его имущество унаследовала Люси. Как выяснил Чан, сводный брат Чезаре, который на самом деле не имеет отношения к роду Борджиа, хотел через Люси заполучить имущество Пола. С помощью несложной хитрости Чану удаётся разоблачить Уотсона Кинга как убийцу Хартфорда. Чан далее доказывает, что Уотсон и есть Чезаре, который сделал пластическую операцию, удалив в лица шрам, и поэтому Люси его не узнала. Раскрыв дело, Чан вместе с Джимми покидает замок.
Режиссёр известен постановкой таких фильмов, как комедия с Лорелом и Харди « » (1936), и серии детективов с Чарли Чаном , среди которых « » (1936), « » (1940), « » (1941) и « » (1941) .
Сидни Толер начал кинокарьеру в 1929 году, сыграв, в частности, в таких фильмах, как мелодрама с Марлен Дитрих « Белокурая Венера » (1932), комедия с Лорелом и Харди «Наши отношения» (1936), романтическая комедия с Уильямом Пауэллом « » (1937) и исторический биографический фильм « Если бы я был королём » (1938). В период с 1939 по 1946 года Сидни Толер сыграл детектива Чарли Чана в 19 фильмах сначала на студии Twentieth Century Pictures , а с 1944 года — на .
Дуглаcс Дамбрилл в период с 1924 по 1964 год сыграл в 156 фильмах, среди которых « Мордашка » (1933), « Мистер Дидс переезжает в город » (1936), « » (1937), « » (1939), а позднее — « Юлий Цезарь » (1953) и « Десять заповедей » (1956) .
Британский актёр Генри Дэниелл в период с 1929 по 1963 год сыграл в 63 фильмах, среди них такие значимые картины, как « Великий диктатор » (1940), « Филадельфийская история » (1940), « Морской ястреб » (1940), « Всё это и небо в придачу » (1940), « Джейн Эйр » (1943), « Подозреваемый » (1944), « Похититель тел » (1945), « Жажда жизни » (1956) и « Свидетель обвинения » (1957) .
Фильм находился в производстве с 23 сентября до середины октября 1941 года и вышел на экраны 27 февраля 1942 года .
Это последний фильм киносериала о Чарли Чане , который произвела Twentieth Century Fox . После этого киносериал продолжила студия бедного ряда , выпустив ещё несколько фильмов, качество которых стало ниже .
Историк кино Хэл Эриксон высоко оценил картину, написав, что этот «отличный фильм сериала стал бы достойным финалом для непроницаемого и загадочного мистера Чана . Увы, персонаж был возрожден два года спустя в гораздо худшем сериале студии » .
По мнению историка кино Денниса Шварца, «в фильме слишком много сюжетных поворотов». Кроме того, «история слишком надумана и слишком старается быть таинственной, что приводит к утере достоверности и убедительности». Однако, как пишет Шварц, «пустынная атмосфера замка 16-го века, обычные комические выходки сына номер два и все подозреваемые, осторожно передвигающиеся по тёмным углам жуткого замка, должны понравиться поклонникам Чарли Чана и доставить им обычные острые ощущения» .
Как отмечено в рецензии журнала TV Guide , «то, что считалось, вероятно, последним из детективных расследований Чарли Чана, представляет собой лёгкий небольшой детектив с убийством, который, похоже, делался в спешке. Как будто Голливуду не терпелось лишить бедного старого джентльмена работы. Даже попытки разжечь дешёвый смех с помощью выходок не срабатывают» .