Interested Article - Сокол и большая афера

«Сокол и большая афера» ( англ. The Falcon Takes Over ), также известный как «Выход Сокола» ( англ. Falcon Steps Out ) — американский детективный фильм с элементами комедии режиссёра Ирвинга Рейса , который вышел на экраны в 1942 году .

Это третий фильм цикла студии RKO Radio Pictures , в котором Джордж Сандерс играет роль детектива-джентльмена Гэя Лоуренса, известного как . Персонаж Сокол был взят из произведений детективного писателя Майкла Арлена , а сценарий фильма был написан по мотивам романа Рэймонда Чэндлера «Прощай, моя красавица» (1940).

Фильм начинается с убийства управляющего фешенебельным рестораном, совершённого сбежавшим из тюрьмы преступником Музом Маллоем ( Уорд Бонд ), который ищет свою возлюбленную Велму. Оказавшись на месте преступления, Сокол (Сэндерс) независимо от полиции начинает расследование этого убийства, вскоре сталкиваясь с преступной группой шантажистов, в состав которой входят светская красавица Диана Кеньон ( ), владелец клуба Лейрд Бернетт ( ), медиум Джулс Эмтор ( Турхан Бей ) и щеголеватый джентльмен Линдси Мэрриотт ( ). После того, как Мэрриотта, Эмтора и ещё одну шантажистку убивают, Соколу удаётся установить, что за этими преступлениями стоят Бернетт и Диана. Выясняется также, что в прошлом Диана была Велмой, и в итоге Муз Маллой находит её, что приводит к трагической для него развязке.

Фильм получил позитивные отзывы современных критиков как небольшая, динамичная и остроумная картина категории В с хорошей актёрской игрой со стороны Сэндерса, Аллена Дженкинса, Уорда Бонда, Хелен Гилберт, Энн Ревир и других актёров.

Сюжет

Поздно вечером в центре Нью-Йорка около фешенебельного ресторана «Клуб 13» Джонатан «Голди» Локк ( Аллен Дженкинс ) ждёт за рулём автомобиля своего босса Гэя Лоуренса, известного как ( Джордж Сандерс ). К Голди подходит угрожающего вида мужчина Муз Маллой ( Уорд Бонд ), спрашивая, не знает ли тот Велму, которая ранее работала в этом месте. Затем Муз подходит к дверям ресторана, и грубо отбросив швейцара, входит в зал. Отшвырнув затем на столики метрдотеля, Муз направляется в кабинет управляющего и закрывает за собой дверь. Вскоре раздаются выстрелы, после чего Муз быстро выходит из кабинета и направляется на улицу. Он садится в машину к Голди и заставляет того немедленно уезжать.

Вскоре после этого в «Клуб 13» приезжает Сокол, встречая в дверях инспектора полиции Майкла О’Хару ( Джеймс Глисон ). После осмотра тела на месте преступления врач сообщает, что смерть управляющего рестораном наступила не в результате огнестрельного ранения, а от перелома шеи. Когда вскоре по отпечаткам пальцев устанавливается, что в кабинете был Муз, он становится главным подозреваемым. О’Хара рассказывает Соколу, что Муз только что сбежал из тюрьмы, отсидев пять лет из двадцатилетнего срока за непредумышленное убийство. Вскоре Голди возвращается в ресторан, и полиция задерживает его как сообщника Муза. Однако запуганный Голди скрывает от полиции, куда отвёз Муза, и после допроса его отпускают. Когда они садятся в машину, Сокол добивается от Голди признания, что тот отвёз Муза к частному дому в Бруклине , и требует отвезти его в это место. Около дома Сокол выходит из машины и направляется к двери, однако навстречу ему неожиданно выходит Муз. Чтобы избежать столкновения, Сокол притворяется пьяным, который пришёл не по тому адресу. Муз отталкивает его и на машине Сокола уезжает, не заметив испуганного Голди, который спрятался на обочине.

После этого Сокол всё-таки заходит в дом, хозяйка которого Джесси Флориан ( Энн Ревир ) в этот момент истерично кричит по телефону, требуя защитить её от Муза. Респектабельный мужчина на другом конце провода поручает ей направить Муза к определённому времени по адресу, который Джесси записывает на листке бумаги. Когда Джесси прерывается, Сокол расспрашивает её о Велме, на что та заявляет, что Велма мертва. Перед смертью она действительно работала в клубе её мужа, который позднее продал его, и там теперь расположен «Клуб 13». Перед уходом Сокол бросает взгляд на листок бумаги Джесси, на котором видит адрес: «Мортон-авеню, 415».

Сокол возвращается в свою квартиру, куда ему вскоре звонит некто Куинси У. Мэрриотт ( ), который предлагает ему выгодное дело — доставить выкуп за украденное нефритовое колье. Подумав, Сокол соглашается, и вскоре вместе с Мэрриоттом он приезжает на пустынное кладбище. Мэрриотт просит Сокола оставить своё оружие в машине, а самому взять пакет с деньгами и идти прямо в туманную ночь. Когда Сокол отдаляется на несколько шагов, Мэрриотт берёт его пистолет и стреляет ему в спину, после чего Сокол падает. Когда Мэрриотт выходит из машины, кто-то из темноты стреляет в него, убивая на месте. В этот момент из кустов к Соколу выбегает молодая девушка Энн Риордан ( Линн Бари ). Сокол, который оказывается в полном порядке, сообщает девушке, что зарядил свой пистолет холостыми патронами. Затем Сокол обыскивает карманы убитого Мэрриотта, обнаруживая в них визитную карточку консультанта-экстрасенса Джулса Эмтора ( Турхан Бей ), практикующего по адресу: Мортон-авеню, 415.

По дороге домой Сокол выясняет, что Энн — начинающая журналистка, которая приехала из провинции. Чтобы сделать хороший материал и получить место в газете, она решила проследить за Соколом и описать ход его расследования. Чтобы деликатно избавиться от Энн, Сокол даёт Энн задание разыскать нефритовое ожерелье, полагая, что его на самом деле не существует. Однако на следующий день Энн появляется с сообщением, что ожерелье принадлежит светской красавице Диане Кеньон ( ). Услышав об этом, Сокол просит Энн немедленно договориться с ней о встрече, а Голди посылает к Джулсу Эмтору.

При встрече с Дианой Сокол выясняет, что она знакома с Мэрриоттом, который, как Сокол догадывается, каким-то образом связан с Музом Мэллоем. Когда речь заходит об ожерелье, Диана предлагает Соколу поработать на неё, назначая ему встречу тем же вечером в клубе «Лебедь». Тем временем Голди приходит на приём к Джулсу Эмтору, который быстро понимает, что Голди — не тот человек, которого он ожидал. Вскоре в кабинете экстрасенса появляется Муз Мэллой, после чего свет гаснет и начинается стрельба. Когда свет включается, в помещении оказывается инспектор О’Хара, который тайно следил за Голди. Обнаружив тело убитого Эмтора, О’Хара угрожает Голди арестовать его за убийство, если тот не согласится сотрудничать с полицией. Позже этой же ночью Сокол в компании Голди снова направляется в дом Джесси Флориан, обнаруживая, что её убили, свернув шею. Догадавшись, что Джесси направила Муза, чтобы он убил Эмтора, Сокол обыскивает её квартиру, находя фотографию Велмы с подписью, сделанной, как понимает Сокол, рукой Джесси. Сокол забирает фотографию и возвращается в свою квартиру, где встречает Энн, которая провела день в полицейском управлении за изучением материалов по делу Муза Мэллоя. Как выяснила Энн, полиция полагает, что Муз взял на себя вину в непредумышленном убийстве, чтобы вывести из-под ответственности Ларри Бернетта ( ), которому принадлежит клуб «Лебедь».

Тем же вечером в клубе «Лебедь» Сокол встречается с Дианой, обращаясь к ней с просьбой познакомить его с Бернеттом. Пройдя в кабинет Бернетта (это тот самый человек, у которого по телефону получала инструкции Джесси Флориан), Сокол спрашивает его о Музе Маллое, который на него работал, а затем показывает фотографию Велмы. Бернетт уверяет, что ничего не знает о судьбе Маллоя и никогда не видел Велму. Между тем Диана говорит, что видела эту девушку в придорожном ресторане, где та работает танцовщицей, после чего предлагает Соколу отвезти его в это место. Перед уходом из клуба Сокол через гардеробщицу передаёт записку полицейским детективам с указанием дороги, по которой он поехал. Когда шофер Дианы везёт их по пустынной просёлочной дороге, Диана наставляет пистолет на Сокола, который спокойно называет её Велмой и говорит, что знал, что фотография поддельная из-за поддельной подписи на ней. После этого Сокол обвиняет Диану в том, что она вместе с Эмтором, Бернеттом, которых был одним из её любовников, и Мэрриоттом занималась шантажом. Как полагает Сокол, Бернетт был главным, и он направлял своих богатых клиентов на сеанс к Эмтору. Клиенты выкладывали медиуму все свои секреты, а затем Диана и Мэрриотт путём шантажа вымогали у них деньги. Диана рассказывает, что это Бернетт спланировал одновременное убийство Сокола и Мэрриотта. Мэрриотта решили убрать, потому что он стал слишком слаб и мог проболтаться. А Джесси знала о том, что Мэллой сидел за Бернетта, и постоянно вымогала деньги, и потому его также надо было устранить. Когда они заезжают в лес, Диана приказывает своему шоферу остановиться, вывести Сокола и убить его. За рулём однако оказывается не её шофёр, а Муз. Он отпускает Сокола и хочет поговорить с Дианой, возмущённый тем, что он сел за Бернетта в тюрьму по её просьбе в то время, как она крутила с Бернеттом роман. Когда Муз надвигается на неё, Диана стреляет в него, а затем направляет пистолет на Сокола, однако в этот момент подъезжает Энн, которая следила за их машиной. Услышав грохот её автомобиля, Диана вздрагивает и разворачивается, и Сокол, воспользовавшись моментом, отнимает у Дианы пистолет и задерживает её. Энн получает свою сенсационную историю. Сокол передаёт Диану инспектору О’Харе, который сажает её за решётку и отправляется арестовывать Бернетта. С Голди снимают все подозрения и выпускают его из камеры. Как раз в тот момент, когда Сокол собирается покинуть полицейский участок, чтобы встретиться со своей невестой, очаровательная женщина просит его о помощи, и он решает ей помочь.

В ролях

В титрах не указаны

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Частный детектив по прозвищу впервые появился в рассказе британского писателя Майкла Арлена , который родился в Болгарии в армянской семье . Как пишет историк кино Роб Никсон, в детском возрасте Арлен с родителями переехал в Великобританию , где после окончания медицинской школы перешёл в журналистику, «и, в конечном итоге стал писать сценарии фильмов категории В в Голливуде ». По словам Никсона, Арлен был джентльменом со светскими манерами и женился «на особе королевской крови». Сам Арлен описывал себя как «ленивого и не очень амбициозного» человека .

Как пишет историк кино Дерек Виннерт, этот фильм стал второй экранизацией произведения популярного детективного автора Рэймонда Чандлера о частном детективе Филипе Марлоу . Первым фильмом был « Время убивать », который вышел чуть ранее в 1942 году, и в нём вместо Марлоу действовал детектив Майкл Шейн (его роль исполнил Ллойд Нолан ) . В основу фильма «Сокол и большая афера» положен роман Чандлера «Прощай, любимая» (1940), и это первая из трёх экранизаций этого романа. В 1944 году по этому же роману студия RKO Pictures выпустила фильм нуар режиссёра Эдварда Дмитрика « Это убийство, моя милочка » (1944), в котором роль Марлоу сыграл Дик Пауэлл . Тридцать лет спустя вышел фильм « Прощай, моя красавица » (1974), который поставил режиссёр Дик Ричардc на британской студии . Главные роли в этом фильме сыграли Роберт Митчем и Шарлотта Рэмплинг . Фильм 1975 года более точно следовал сюжету романа Чандлера, включив которых персонажей и подробности, которые считались слишком грязными для кинозрителей 1940-х годов . К числу других наиболее памятных фильмов по произведениям Чандлера относятся « Двойная страховка » (1944, только сценарий), « Глубокий сон » (1946), « Синий георгин » (1946), « Незнакомцы в поезде » (1951, только сценарий) и « Долгое прощание » (1973) .

Режиссёр фильма Ирвинг Рейс за свою карьеру, охватившую период с 1940 по 1952 год, поставил 20 фильмов, среди которых три фильма о 1941—1942 годов, фильм нуар « Катастрофа » (1946), романтическая комедия « » (1947) и нуарная драма « Все мои сыновья » (1948) .

Актёр Джордж Сандерс сыграл в трёх фильмах о Соколе 1941—1942 годов — « Дерзкий Сокол » (1941), « Свидание с Соколом » (1942) и «Сокол и большая афера» (1942), после чего в фильме « Брат Сокола » (1942) Сэндерс передал главную роль в киноцикле своему родному брату Тому Конуэю , который играл брата Гэя, джентльмена-детектива Тома Лоуренса, также носившего прозвище Сокол . Сандерс впоследствии добился успеха с ролями в таких фильмах, как « Портрет Дориана Грэя » (1945), « Призрак и миссис Мьюр » (1947), « Всё о Еве » (1950, «Оскар» за лучшую роль второго плана), « Путешествие в Италию » (1954), « Деревня проклятых » (1960) и « Выстрел в темноте » (1964). Со второй половины 1960-х годов уровень картин Сандерса резко снизился, хотя он продолжал сниматься вплоть до своей смерти . В 1972 году Сандерс покончил жизнь самоубийством, оставив такую записку: «Дорогой мир, я ухожу, потому что мне скучно. Я чувствую, что прожил достаточно долго. Я оставляю тебя с твоими заботами в этой сладкой выгребной яме. Удачи» .

С 1933 по 1968 год Линн Бари снялась в разных ролях в 142 фильмах, среди которых « Серенада Солнечной долины » (1941), « » (1946), « » (1946), « Шок » (1946), « Удивительный мистер Икс » (1948) и « Эбботт и Костелло встречают полицейских из Кистоуна » (1955) .

История создания фильма

Как пишет историк кино Роб Никсон, «к началу 1940-х годов детективные сериалы категории В утвердились в качестве основного продукта Голливуда ». Большинство студий выпускали по крайней мере один такой сериал, и у RKO хорошо пошёл сериал с учтивым частным детективом Саймоном Темпларом, известным как , который впервые появился в книгах писателя Лесли Чартериса . Как далее пишет Никсон, к 1941 году Джордж Сандерс сыграл Святого уже в пяти картинах, однако затем «Чартерис отказался предоставить студии ещё какие-либо свои работы, потому что, по его словам, они искажались в экранизациях» . В поисках чего-то, что могло бы продолжить извлекать выгоду из популярности Сандерса в роли джентльмена-детектива, RKO купила за 5000 долларов права на короткий рассказ Майкла Арлена «Весёлый Фалкон». По рассказу был поставлен фильм « Дерзкий Сокол » (1941), при этом экранный образ Сандерса при переходе от Святого к претерпел очень небольшие изменения. Однако он заметно отличался от главного героя рассказа Арлена, который был «скорее крутым парнем в стиле Сэма Спейда ». Как полагает Никсон, «это произошло не из-за какого-то большого влияния со стороны сценариста — ему, честно говоря, было всё равно, что они сделали с его творением, — а по указанию студии RKO . Они просто хотели продолжить успешный образ, который они начали в другой серии, основанной на творчестве писателя, гораздо более придирчивого, чем Арлен» .

Как отмечает Никсон, новый «персонаж сразу же прижился, и год спустя, имея за плечами уже два успешных фильма о Соколе, студия приобрела роман Рэймонда Чандлера „Прощай, любимая“ за ничтожные 2000 долларов и превратила детективную историю о Филипе Марлоу в очередную историю о Соколе» .

В отличие от романа Чандлера, действие фильма происходит не в Лос-Анджелесе , а в Нью-Йорке .

Рабочее название этого фильма было «Выход Сокола» ( англ. The Falcon Steps Out ) .

Фильм находился в производстве с начала ноября до 1 декабря 1941 года и вышел в прокат 29 мая 1942 года .

В дальнейшем киносериал о Соколе пользовался большим успехом у зрителей ещё многие годы. Всего в период с 1941 по 1949 год было выпущено 16 фильмов о Соколе . Однако Сандерсу к 1942 году уже наскучила роль Сокола. В следующем фильме « Брат Сокола » (1942) Сандерс сыграл вместе со своим реальным родным братом Томом Конуэеем . В этом фильме персонажа Сандерса убивают, и его брат Том Лоуренс (Конуэй), который также носит прозвище Сокол, продолжает дело борьбы с преступностью. Как отмечает Никсон, «Конуэй снялся ещё в десяти картинах сериала, прежде чем передать роль актёру в трёх последних (и наименее успешных) фильмах» .

Оценка фильма критикой

Как отмечает историк кино Хэл Эриксон, фильм повторяет сюжетные повороты, изложенные Чандлером в романе «Прощай, любимая», «тщательно подогнанные, чтобы показать непринужденную учтивость Джорджа Сандерса в роли » . По мнению критика, хотя этот фильм и уступает картине « Это убийство, моя милочка » (1944), которая является лучшей из киноверсий романа, тем не менее «Сокол и большая афера» имеет «несколько собственных преимуществ, в частности, это исполнение роли Джесси Флориан будущей обладательницей „ Оскара Энн Ревир » .

Никсон отмечает, что сюжет фильма, следуя в основном за романом Чандлера, вводит зрителя в мир шантажа и убийств, «тёмных отбросов жизни общества, женщин-вамп и неуклюжих копов». Последние, вместе с подручным Сокола по прозвищу Голди ( Аллен Дженкинс ) составляют «основной комический элемент фильма» .

Дерек Виннерт назвал сценарий Линн Рут и Фрэнка Фентона «захватывающим и остроумным, который развивается в динамичном темпе, охватывая всего за 65 минут целиком весь этот сложный роман». Как далее пишет критик, «в репликах немало хороших шуток, а комические моменты прекрасно сочетаются с мрачными и серьёзными элементами сюжета. Это настоящий Чандлер. Здесь довольно много убийств и довольно много внезапного насилия, а также необходимая атмосфера угрозы, цинизма и декаданса» . Чёрно-белая нуаровая операторская работа выполнена «довольно стильно, подчеркивая жуткую и угрожающую атмосферу с помощью необычных ракурсов и теней» . Как долее пишет критик, «плотная режиссура Ирвинга Рейса и утончённая игра актёров в полной мере соответствуют остроумной истории Чандлера о поисках большим парнем своей потерянной любви» .

Как отмечает Виннерт, «Сандерс играет не столько упрямого детектива Чандлера, сколько приятного и вальяжного успешного сыщика-любителя». По мнению критика, Линн Бари и «привносят гораздо более жёсткую остроту в ролях отважного начинающего репортёра, следящего за Соколом, и роковой женщины соответственно». По мнению Виннерта, «это звёздный час Хелен Гилберт в кино». Что касается остальных актёров, то Уорд Бонд превосходен в роли огромного и пугающего громилы, «хотя его затмевает неуклюжий, почти двухметровый Майк Мазурки в классическом ремейке 1944 года „Это убийство, моя милочка“» . Также запоминаются Аллен Дженкинс в роли постоянного участника сериала Джонатана «Голди» Локка, по сути, правой руки Сокола, в роли Квинси У. Мэрриотта и Турхан Бей в роли Джулса Эмтора. При этом «Дженкинс и (помощники Сокола), а также Джеймс Глисон и (дуэт пререкающихся полицейских) обеспечивают комическую часть, и они очень искусны» .

Примечания

  1. Rob Nixon. (англ.) . Turner Classic Movies (15 декабря 2006). Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  2. Derek Winnert. (англ.) . derekwinnert.com (24 января 2014). Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  3. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  4. Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  5. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  6. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 5 марта 2023. 15 сентября 2021 года.
  7. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  8. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.
  9. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 5 марта 2023. 5 марта 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Сокол и большая афера