Багровый ужас
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ужас в музе́е» ( англ. The Horror in the Museum ) — рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный в соавторстве с Хейзел Хелд в октябре 1932 года. Впервые опубликованный в июльском выпуске « Weird Tales» 1933 года. Это один из пяти рассказов, которые Лавкрафт писал в сотрудничестве с Хелд. Рассказ вошел в сборник «Ужас в музее и другие рассказы».
Художник Стивен Джонс посещает музей Джорджа Роджерса на Саутварк-стрит в Лондоне . На выставке представлены картины кошмарных сновидений, далеких планет и чучела существ из мифов: горгоны , химеры , драконы , циклопы ; а другие происходили из цикла подземных легенд: Ктулху , Тсатхоггуа , . Роджерс уверяет, что проник в Иные миры, где обитают неизведанные существа, чьими создателями были не люди. Все они настоящие. Джонс часто слушал дикие истории Роджерса об экспедициях в Тибет , Африку , Амазонку , Аравийскую пустыню , неизвестные острова Тихого океана и Аляску . Роджерс уверяет что совершил открытие, которое он скоро покажет.
Джонс заметил в кабинете Роджерса дверь, запертую на громадный замок, над которой был изображен магический символ из запретной Старшей магии ( англ . Elder magic). Потом он услышал собачий вой из подсобки музея, но Орабома, смотритель музея, не пустил Джонса туда. В другой день Роджерс рассказал про экспедицию в Индокитай , где обитали жуткие существа Чо-чо или ( англ . Tcho-Tcho). В экспедиции на Аляску они шли от Форта Мортона вверх по реке Ноатак и обнаружили циклопические руины возрастом более трех миллионов лет. Они сделали фотоснимки ледяных холмов, а из подземного озера они достали тело неизвестного существа, некого Продолговатого пловца во тьме ( англ . Oblong swimmer in darkness), — «Они» обитали на севере, задолго до существования страны Ломар и о них слагают легенды эскимосы . Исследователи откопали проход в подземелья, где хранились Знания Древних ( англ Elder Lore) и останки других людей, странной формы, обитавших там много лет назад, когда климат был теплее. В этом подземелье стоял трон из слоновой кости, о котором говорится в « Пнакотических рукописях », а на троне сидело существо, о котором говорится в легендах: «"Ему" нужно принести жертву», но исследователи не захотели будить «Его». Ученые вызвали на помощь группу американцев , которые помогли доставить контейнер из Нома в Лондон . Только теперь Роджерс совершил ритуал жертвоприношения и показал труп собаки, чьё тело было испещрено тысячью укусов. Роджерс показал фотографию Ран-Тегота и сказал, что теперь он требует новых жертв:
"Он — Бог, а я — Верховный Жрец в Его новой жреческой иерархии". " Иа ! Шуб-Ниггурат ! Всемогущий Козёл с Легионом Младых! Оно нуждалось в питании — и Оно больше не будет иметь в нём недостатка. Воскрешение состоялось. Жертвы были принесены и приняты! Грядёт Его земное владычество!".
Джонс настроен скептически. Роджерс предлагает пари, что Джонс не сможет провести ночь в музее перед чучелом Ран-Тегота и . Джонс не верит ему и соглашается. Ночью Джонсу стало страшно, ему мерещится Йог-Сотот , а затем на него набросился другой монстр — Шамблер. Джонс потерял сознание, а очнувшись увидел, что некто тащит его по полу. Джонс понял, что это был костюм монстра, внутри которого был Роджерс:
"Олух! — вопил он — Отродье Норт-Йидика ( англ . Noth-Yidik) и испарение К'тхуна ( англ . K’thun)! Пёс воющий в водовороте Азатота !". "Я! Я! Возмездие близко!". "Уза-и’эй! — выл безумный. — И’каа хаа — бхо-ии, Ран-Тегот-Ктулху фхтагн — Эй! Эй! Эй! Эй! — Ран-Тегот, Ран-Тегот, Ран-Тегот!".
Роджерс собирался принести Джонса в жертву, а затем превратить его труп в восковую фигуру, но тут его прервал иной звук. Внезапно послышалось сопение и урчание настоящего чудовища. Роджерс все время скрывал «Его» в бассейне подвала. Из двери выпала доска и показалась черная лапа с клешнёй, как у краба. Джонс в ужасе выбежал прочь из музея. Через две недели он вернулся. Орабона сказал, что Роджерс уехал по делам в Америку . На кануне в музее был погром и ему пришлось восстанавливать восковые фигуры. Орабона залил воском новый выдающийся экспонат и назвал его «Жертвоприношение Ран-Теготу».
Внушающее неизъяснимый ужас чудовище — огромное, высотой в десять футов — несмотря на неуклюжую, как бы в полуприседе, позу, выражало безграничную, нездешнюю, космическую злонамеренность и было представлено в грозном движении вперед, с циклопического трона из слоновой кости, украшенного гротескными резными изображениями. Шестиногое, оно в средней паре конечностей держало смятое в лепешку, искаженное, обескровленное мёртвое тело, испещрённое бесконечным множеством мелких, подобных укусу, точек, местами обожжённое едкой кислотой. Шарообразное тело — пузырчатое подобие головы — три рыбьих глаза — бесконечное множество растущих, как волосы из тела, змеевидных присосков — шесть гибких конечностей с чёрными когтями, а также клешнями, как у краба. В нём узнавалось лицо Роджерса...
Гигантское чёрное существо — полуобезьяна, полунасекомое. Шкура его складками покрывала тело, а морщинистая, с мёртвыми глазами, голова-рудимент раскачивалась, как у пьяного, из стороны в сторону. Передние лапы с широко раздвинутыми когтями были протянуты вперед, а туловище напряжено в убийственно злонамеренной готовности в резком контрасте с полнейшим отсутствием какого-либо выражения на том, что можно было бы назвать лицом существа. У него плотная, серая, похожая на мумию, кожа. Голова похожа на полуобезьяну и полунасекомое с кривыми клыками. У него длинные руки с огромными когтями. Его глаза утоплены в глубоких отверстиях глазниц, похожих на желтые щели.
Размером выше человека с почти шарообразным туловищем и шестью длинными извилистыми конечностями, оканчивающимися клешнями, как у краба. Над массивным телом, выдаваясь вперед, громоздилась голова, похожая на шар: три тупо взирающих рыбьих глаза, ряд гибких на вид хоботков, длинной в фут; раздувшиеся образования по бокам, походие на жабры. Большая часть туловища была покрыта тем, что с первого взгляда казалось мехом, но при ближайшем рассмотрении оказывалось порослью темных, гибких щупалец или присосков, каждое из которых оканчивалось гадючьим зевом. На голове и под хоботками щупальца были длиннее, толще и отмечены спиральными полосками, имеющими сходство с пресловутыми змеевидными локонами Медузы Горгоны . Три выпученных глаза и эти косо поставленные хоботки — явдяют смесь ненависти, алчности и крайней жестокости, непостижимую для человека.
Лавкрафт упоминает художников, которые создавали жуткие картины: Ландрю , доктор Криппен , мадам Демер, Риццо , леди Джейн Грэй, Жиль де Ре , Маркиз де Сад , , Дорэ , .
В рассказе упоминается Кларк Эштон Смит , писатель и друг Лавкрафта.
Роджерс хвастается путешествием в "тот разрушенный город в Индо-Китае, где жили Чо-Чо" — это отсылка к уничтожению города Алаозар в рассказе Дерлета «Логово звёздного отродья» (1931) .
В рассказе «Ужас в музее» повторяются мифы из рассказа « Зов Ктулху »: пришедшие со звезд Древние боги ( англ . Elder gods), неевклидовая геометрия , Р.льех и прочее. Рассказ во многом похож на « Модель для Пикмана »: Рождерс подобно Пикману испытывал тягу к экспонатов монстрам, он открыл в себе способности сновидца и путешествовать в Иные миры, а в начале звучит вой собаки из подземелья. Роджерс посещал мифический город расы рептилий из рассказа « Безымянный город », в котором описана связь Страны снов и нашего мира. О цикла подземных легенд говорится в повести « Курган ». Древние и Старцы описаны в повести « Хребты Безумия » — это их продолговатые тела нашел Роджерс в подземном озере на Аляске. В рассказе « Полярная звезда » описаны существа обитающие в королевстве Ломар. Трон, вырезанный из слоновой кости описан в рассказе « Карающий Рок над Сарнатом ». В рассказах « Ужас в Ред Хуке » и « Локон Медузы » ведьмы восседают на троне на шабаше.
« Некрономикон »
« Книга Эйбона »
« Сокровенные культы » фон Юнцта
«Песнопение Дхолов»
В рассказе « Модель для Пикмана » описана жуткая галерея художника Пикмана, где он представил ужасающие модели существ из Иного мира.
В повести « Хребты Безумия » экспедиция нашла древний город в Антарктике , где жили Старцы и другие расы существ.
В рассказе « Вне времени » описан музей Кэбот на Бичер-Хилл в Бостоне , где выставили странную мумию, которую подняли с острова, что поднялся на время со дна океана.
В повести « Курган » описан подземный мир К’нан, где помнят древние города, а также упоминаются Гнопх-Кехи.
В рассказе « Полярная звезда » упоминаются « Пнакотические рукописи ».
В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » описаны Дхолы — невидимые существа с щупальцами.
В рассказе « Артур Джермин » описывается древняя раса полуобезьян, которая жила в затерянном городе в Конго.
Joshi, S. T.; Schultz, David E. (2001). An H.P. Lovecraft Encyclopedia . Greenwood. p. 166. ISBN 0313315787 .
An H. P. Lovecraft Encyclopedia, S.T.Joshi & D.E.Schultz, Hippocampus Press, NY, 2001 p.174