Interested Article - Збруев, Алексей Алексеевич

Иллюстрация к отрывку « Евгения Онегина », опубликованная в «Невском альманахе» на 1829 год.
Художник А. Нотбек , гравёр А. Збруев
Обручение Марии
Портрет А. И. Герцена . 1830-е годы
Холст, масло. 26,2 × 21,5 см
Исторический музей , Москва

Алексе́й Алексе́евич Збру́ев (1799—1832) — русский гравёр и педагог , ученик Николая Уткина .

Биография

Во время обучения в Московском коммерческом училище Алексей Збруев показал большие успехи в рисовании и по окончании его был принят на стипендию императрицы Марии Фёдоровны казённым пенсионером Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге , в класс гравирования под руководством Н. И. Уткина . Но так как из-за юного возраста он не мог быть принят воспитанником, то был, 22 марта 1819 года, зачислен в число оставляемых при Академии для усовершенствования .

В 1823 году за третной экзамен Алексей Алексеевич Збруев получил свою первую награду — серебряную медаль 2-го достоинства .

В 1824 году ему было поручено выгравировать Божию Матерь с картины профессора А. Е. Егорова ; за эту работу он был награжден аттестатом 2-й степени; в следующем 1825 году им была получена серебряная медаль 1-го достоинства, а через два года за эстамп, « выгравированный им грабштиком с картины Леонардо да Винчи , представляющей Иродиаду, держащую на блюде главу Иоанна Крестителя », получил золотую медаль 2-го достоинства. Этот эстамп был на академической выставке 1827 года, причём критики находили, что он «весьма удачно выполнен, особенно в отделке лица Иродиады много мягкости и приятности. Колорит в подлинной картине очень темен, но молодой художник сделал все, что мог, для избежания однотонности». Эстамп этот был посвящен А. Збруевым своей покровительнице, императрице Марии Фёдоровне .

Начатая так блестяще карьера художника по неизвестным причинам прервалась; Збруев не выступил конкурентом на первую золотую медаль, а вышел из Императорской Академии и переехал в Москву , где стал работать в качестве учителя рисования; там он и умер — согласно распространенной версии, восходящей к воспоминаниям гравёра Ф. И. Иордана — от холеры в 1832 году . В то же время в справочнике « Московский некрополь » (1907) сохранилась запись о титулярном советнике Алексее Алексеевиче Збруеве, умершем 5 (17) октября 1847 года и похороненном на Даниловском кладбище .

Некоторые сохранившиеся до нашего времени работы А. А. Збруева находятся в запасниках московских музеев:

  • Государственная Третьяковская галерея: рисунки «Бабушка и внуки» 1820 г., «Обручение Марии» 1820 г., «Милосердие римлянки» 1822 г.
  • Государственный исторический музей: портрет Александра Герцена , 1830-е гг. (холст, масло).

Из других работ Збруева наиболее известна гравюра « Татьяна с письмом» по рисунку А. В. Нотбека , появившаяся в « Невском альманахе » за 1829 год как часть первой иллюстрированной публикации романа в стихах А. С. Пушкина « Евгений Онегин ». По поводу этой гравюры друг Пушкина князь П. А. Вяземский писал следующее: «Какова твоя Татьяна пьяная в „Невском альманахе“ с титькою навыкате и с пупком, который сквозит из-под рубашки? Если видаешь Аладьина (хотя на блинной неделе), скажи ему, чтобы он мне прислал свой „Невский альманах“ в Пензу: мне хочется вводить им в краску наших пензенских барышень. В Москве твоя Татьяна всех пугала» . Сам Пушкин также отозвался на иллюстрацию к отрывку «Евгения Онегина» весьма хлёсткой эпиграммой:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно «Невский альманах» .

По мнению П. Н. Столпянского (в персоналии «Русского биографического словаря», 1897), рисунок Нотбека не может быть назван художественным, но участие А. А. Збруева, выразившееся хотя бы в гравировании рисунка для «Невского альманаха», до известной степени свидетельствует, что он уже пользовался славою гравёра и успел завязать связи среди лучших литераторов того времени .

Примечания

  1. Иордан Ф. И. / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г. В. Бахарева; Библиотека Российской академии наук. — СПб. : Библиотека Российской академии наук, 2012. — С. 26. — 383 с. — 100 экз. ISBN 5-336-00142-6 . — OCLC .
  2. , с. 31.
  3. , с. 307.
  4. Московский некрополь : в 3 томах / Сост. В. И. Саитов , Б. Л. Модзалевский . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1907. — Т. 1 (А—И). — С. 467.
  5. : [23 февраля 1829 г., Мещерское и 10 марта 1829 г., Петербург] // Пушкин : Полное собрание сочинений : в 19 т. / Редкол.: М. Горький, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. Д. Бонч-Бруевич и др.. — Переизд., приуроч. к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. — М. : Воскресенье, 1996. — / общ. ред. Н. В. Измайлов. — С. 39–40. — 578 с. : ил. — ISBN 5-88528-052-5 . — ISBN 5-38528-081-9 (т. 14).

Литература

  • Збруев, Алексей Алексеевич // Елева — Кадышев / гл. сост. и библиограф О. Э. Вольценбург ; авторы ст.: Л. А. Беспалова, С. В. Бутарыгина, Н. М. Воронина … [и др.]. — М. : Искусство, 1983. — С. 262. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] / Акад. художеств СССР , НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [ и др. ] ; 1970—, т. 4, кн. 1).
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 430. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .
  • Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. — М. : Эксмо, 2012. — С. 238. — 618, [1] с. — 2000 экз. ISBN 978-5-699-53614-6 . — OCLC .
  • Петров П. Н. / изданный под редакциею П. Н. Петрова и с его примечаниями. — СПб. : Тип. Гогенфельдена и Ко., 1865. — Ч. II : 1811–1843. — С. 172, 188, 190, 207, 214. — [9], 464 с. — OCLC .
  • Принцева Г. А. Николай Иванович Уткин. 1780—1863 / Г. А. Принцева. — Л. : Искусство, 1983. — С. 112, 147–149, 152, 164, 167, 174, 223. — 246, [2] с., [2] л. ил. : ил., цв. ил. — 25 000 экз. OCLC .
  • Ровинский Д. А. : исследование / Д. А. Ровинского. — СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1884. — С. 31, 35, 109–110. — [2], 196 с., 1 л. фронт. (портр.). — OCLC .
  • Ровинский Д. А. // Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. : в 2 т. / составил Д. А. Ровинский; предисловие Н. Собко. — Посмертное издание, с 720 фототипиями и 210 цинкографиями в тексте. — СПб : Тип. Имп. Академии наук, 1895. — . — [6] с., [1] л. портр. — Стб. 344–345. — 344, 448 стб. : ил. — OCLC .
  • Столпянский П. Н. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 7: Жабокритский — Зяловский. — С. 307.
  • // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 326. — 888 p. — ISBN 2-7000-0158-3 . — OCLC .
  • Sbrujeff (Збруевъ), Alexej Alexejewitsch // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert : [ нем. ] : in 37 Bd. / von H. Vollmer, B. C. Kreplin, H. Wolff, O. Kellner; herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : Verlag von E. A. Seamann, 1935. — Bd. 29 : Rosa – Scheffauer. — S. 518. — 600 S. — OCLC .
Источник —

Same as Збруев, Алексей Алексеевич