Яхья, Тахир
- 1 year ago
- 0
- 0
« Тахи́р и Зухра́ » ( узб. Tohir va Zuhra ) — советский историко - драматический художественный фильм 1945 года режиссёра Наби Ганиева , выпущенный « Ташкентской киностудией ».
Основан на восточной народной сказке-легенде XV века о любви простого воина Тахира к ханской дочери Зухре. «Тахир и Зухра» стал первым узбекским художественным фильмом, вышедшим в зарубежный прокат . Премьера фильма состоялась в Москве 21 октября 1945 года.
Основной линией картины является история любви простого воина Тахира к Зухре, дочери хана Бабохана. Из-за низкого социального происхождения Тахира такая любовь, по мнению представителей высшей власти, является преступной, отчего Тахиру суждены страдания и скитания .
Тахир родился в один день с дочерью хана, и родители договорились соединить их судьбы. Отец Тахира умирает, а хан меняет своё решение и не желает видеть простолюдина своим зятем. Тахира сбрасывают в реку в сундуке.
Параллельно с любовной линией в сценарий фильма вплетена новая, не затронутая в легенде социальная составляющая, в первую очередь, представленная образом предводителя народного восстания Сардора. Благодаря ей акценты в картине смещаются в сторону противопоставления прогрессивного социального устройства, при котором все люди равны, и традиционного феодального уклада жизни восточного общества .
В фильме снимались :
Над фильмом работали :
Первоначально фильм задумывался как экранизация спектакля «Тахир и Зухра» Сабира Абдуллы. Однако режиссёр Ганиев предложил переработать народный материал и создать на его основе новое произведение. В результате из трагической любовной истории фильм превратился в героико-историческую драму с выраженным социальным подтекстом . Самодурство правителей и воля случая отошли на второй план, а на первый вышли расчетливость власть имущих, борьба за господство и противостояние различных классов общества .
Для режиссёра Ганиева фильм стал первой работой в области полнометражного звукового кино . В связи с этим важной составляющей стало музыкальное оформление ленты. В его качестве Ганиев в месте с композитором Козловским выбрали фольклорные мотивы, создав колоритное национальное произведение, с интересом воспринятое не только в пределах СССР, но и за границей. Фильм стал первым кинематографическим произведением Узбекистана, получившим столь обширную и разнообразную аудиторию .
Советская критика положительно восприняла фильм, в особенности поднятые в нём социальные вопросы и подчёркнутый классовый конфликт . Одновременно была отмечена выразительная и точная игра актёров в ролях второго плана: Исматова в роли Бабахана, Джалилова в роли визиря и Хидоятова в роли Сардора. Получил признание метафорический язык, использованный Ганиевым, художественное оформление Еремяна и удачные композиция и драматургия картины . Картина, имевшая в основе фольклорную легенду, однозначно отнесена критиками к жанру исторической драмы .