Ленинградская (станица)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сантиссимо-Сальваторе ( итал. Santissimo Salvatore ) — монастырь византийского обряда в Мессине ( Сицилия ), существовавший в 1094 - 1866 годах и разрушенный в 1908 году . Настоятели монастыря носили с 1131 года титул архимандрита , пользовались духовной властью над всеми монастырями и приходами византийского обряда Южной Италии и были крупными землевладельцами. В стенах обители в 1131 году был написан — итальянский вариант Студийского устава . В 1644 — 1883 годах архимандриты Сантиссимо-Сальваторе были независимы от власти архиепископов Мессины и подчинялись напрямую папе римскому. С 1883 года титул архимандритов Сантиссимо-Сальваторе носят архиепископы Мессины.
Рожер I , завоевавший в 1061 - 1091 годах Сицилию, населённую преимущественно православными греками и мусульманами, последовательно придерживался политики веротерпимости, поддерживая все религиозные общины. За годы его правления было основано 32 монастыря византийского обряда , в том числе 21 — лично графом. Одной из таких обителей стал греческий монастырь в честь Святого Спасителя, основанный в Мессине в 1094 году . Первоначально монастырь разместился на полуострове Сан-Раньери, на берегу Мессинского пролива (сейчас там находится Форте-Сан-Сальваторе).
Новая обитель была заселена прибывшими из Россано ( Калабрия ) греческими монахами во главе со святым . После смерти Варфоломея новым игуменом стал его ученик святой Лука I. При Луке I был написан — южноитальянский вариант Студийского устава , важный источник для изучения развития византийского обряда.
В мае 1131 года король Рожер II объединил все монастыри византийского обряда, существовавшие в этот момент на Сицилии и Калабрии, в единую конгрегацию во главе с монастырём Сантиссимо-Сальваторе. Последний стал называться Mater Monasteriorum , а его игумен получил титул архимандрита . Архимандриты Сантиссимо-Сальваторе сохраняли свою духовную власть над греческими монастырями Сицилии вплоть до объединения Италии и потеряли её только в результате секуляризации и упразднения ордена василиан в Итальянском королевстве ( 1866 год ).
В 1456 году Сантиссимо-Сальваторе был передан в комменду прославленному греческому учёному-гуманисту Виссариону Никейскому . Обеспокоенный упадком греческих монастырей Южной Италии, Виссарион организовал в Сантиссимо-Сальваторе греческую школу, профессором которой с 1467 года стал Константин Ласкарис . Благодаря усилиям Виссариона и Ласкариса, в Мессине была собрана ценнейшая коллекция греческих рукописей, собранная из пришедших в упадок или упразднённых греческих монастырей Сицилии.
Выгодное географическое положение на берегу Мессинского пролива у входа в городской порт позволило монастырю иметь собственный флот и получить от сицилийских монархов ряд торговых привилегий. В 1313 - 1421 годах монастырь ежегодно выплачивал в папскую казну 500 флоринов, что свидетельствует о значительном его богатстве. Для сравнения монастырь в Гроттаферрате в эти же годы платил только 400 флоринов. Увеличению богатства монастыря способствовала череда преемников Виссариона — коммендаторов обители, происходивших из влиятельных фамилий Италии.
3 июля 1549 года Сантисимо-Сальваторе пострадал от пожара, последовавшего за ударом молнии. Вслед за этим император Карл V заставил монахов переселиться на новое место (сейчас там находится Региональный музей Мессины), а на прежнем месте были построен форт. В 1679 году после подавления Мессинского восстания против испанского владычества королевские войска разорили Сантиссимо-Сальваторе, в частности были похищены и вывезены в Испанию многие ценные рукописи (часть из них оказалась в Эскориале , часть — в госпитале Тавера в Толедо ).
В 1579 году Сантиссимо-Сальваторе и возглавляемые его архимандритом греческие монастыри Сицилии вошли во вновь образованный василианский орден. В последующие годы практически все василианские монастыри Италии (за исключением Гроттаферраты и Меццоюзо) перешли на римский обряд , несмотря на официальные запреты пап Климента XI и Бенедикта XIV . К началу XX века единственной церковью Мессины, в которой сохранился византийский обряд, хоть и со значительными заимствованиями из римского (в их числе использование пресного хлеба для евхаристии , латинские богослужебные облачения и ряд латинских праздников) была Санта-Мария-дель-Графео . Церковь была разрушена землетрясением 1908 года , а её настоятель Даниэле Стасси погиб. В 1997 году приход Санта-Мария-дель-Графео был восстановлен, и в нём возобновлено богослужение по византийскому обряду.
В 1866 году монастырь Сантиссимо-Сальваторе был секуляризован. В 1908 году здания бывшего монастыря были разрушены землетрясением, и на их месте впоследствии сейчас находится здание финансовой гвардии. В 1929 - 1964 годах на новом месте улице Сан-Джованни-Боско была построена церковь Сантиссимо-Сальваторе, возведённая в ранг второго кафедрального собора Мессины.
В мае 1131 года Рожер II подчинил настоятелю Сантиссимо-Сальваторе все остальные монастыри византийского обряда в Сицилийском королевстве и даровал ему титул архимандрита . В этот момент архимандриту подчинялись 31 греческий монастырь на Сицилии и 15 — в Калабрии (впоследствии общее число зависимых монастырей доходило до 62); кроме того, архиепископ Мессины Уго передал архимандриту 35 приходов византийского обряда. Архимандрит Сантиссимо-Сальваторе был автономен от местной церковной власти, его связь с архиепископом Мессины состояла в участии в епархиальных синодах , выплате определённой ежегодной суммы и принесении клятвы верности . Архимандрит, таким образом, не был, как бенедиктинцы , совершенно независимым от местного епископа. Первым клятву верности приносил между 1159 - 1165 годами архимандрит Онофрий I архиепископу Роберту. В 1175 году папа Александр III в своём письме подтвердил власть Онофрия II над греческими монастырями и обязательства архимандрита перед архиепископом Мессины. Тем не менее, детально взаимоотношения между архиепископом и архимандритом не были обозначены, что привело к последующему конфликту.
Папа Целестин III поручил вновь назначенному архиепископу Мессины Бернарду право инспектирования всех находящихся в его епархии монастырей, в том числе греческих, что нарушало права архимандрита. В 1216 году Иннокентий III и Гонорий III вновь подтвердили привилегии и обязательства архимандрита, выраженные Александром III в 1175 году, но опять-таки не конкретизировали их. В 1222 и 1223 годах Гонорий III, несмотря на возражения императора Фридриха II , указал, что нет причин для изъятия греческих монастырей из-под власти местного епископа, и, следовательно, архимандрит Сантиссимо-Сальваторе должен подчиняться архиепископу Мессины. Тем не менее, Гонорий III сохранил за архимандритом и возглавляемыми им монастырями важные привилегии:
В 1224 году вновь избранный архимандрит Макарий был утверждён в своей сане архиепископом Мессины, и конфликт был исчерпан.
В XIII веке Сантиссимо-Сальваторе был вовлечён в конфликт между папой и королём Манфредом . В 1255 году , невзирая на наложенный на королевство интердикт , в греческих монастырях продолжалось совершение богослужений. В 1256 году были одновременно избраны два архимандрита: один — сторонниками папы, другой — Манфреда, и сан архимандрита получил в итоге последний (Иоаким).
В XIII—XIV веках архимандриты пользовались значительными властью и влиянием. В 1255- 1266 годах , когда мессинская кафедра пустовала, архимандрит фактически исполнял обязанности архиепископа. В 1266 году архимандриту был поручен сбор особого налога на восстановление сгоревшего . В 1323 году латинские жители Мессины по указанию папы Иоанна XXII были обложены специальным налогом на ремонт зданий Сантиссимо-Сальваторе.
Помимо духовной власти над монастырями и приходами, архимандриты Сантиссимо-Сальваторе вплоть до упразднения феодальной системы ( 1812 год ) обладали и значительными земельными владениями в и связанными с ними феодальными правами и привилегиями. Архимандрит носил титул барона Universitas Sabucae, в его владения входили Савока , Казальвеккьо-Сикуло , Санта-Тереза-ди-Рива , Антилло , Фурчи-Сикуло , Миссерио, Локади, Пальяра (все на ионическом побережье ), Сан-Грегорио-ин-Джессо, Саличе и Сант'Анджело-ди-Броло ( тирренское побережье ). В Савоке у архимандрита была вторая кафедральная церковь (Санта-Мария-ин-чело-Ассунта) и резиденция (Кастелло-Пентефур).
Несмотря на рост богатства архимандрита, в XV веке стал очевиден упадок монастырей византийского обряда в Южной Италии, связанный с забвением греческого языка и восточной монашеской традиции, постоянным давлением светских властей. В 1446 году апостольским визитатором, а затем кардиналом-протектором греческих монастырей Италии был назначен прославленный гуманист Виссарион Никейский , начавший реформы, призванные сохранить здесь византийский обряд. В 1456 году Виссарион стал коммендатором Сантиссимо-Сальваторе. Его преемники-архимандриты уже не избирались монахами, а получали монастырь в комменду.
В 1579 году Сантиссимо-Сальваторе и все зависимые от него монастыри вошли в состав вновь созданного ордена василиан . В последующие годы все василианские монастыри Сицилии, кроме Меццоюзо , перешли на римский обряд .
Своим бреве от 23 марта 1635 года папа Урбан VIII придал архимандритству Сантиссимо-Сальваторе статус независимого диоцеза, подчинённого напрямую Святому престолу (аналог современных территориальных аббатств ). Административное возвышение архимандритства сопровождалось, тем не менее, его упадком: византийский обряд был практически повсеместно заменён римским (в Мессине к 1908 году остался единственный приход с византийским богослужением), в 1866 году были закрыты все василианские монастыри). После смерти в 1839 году кардинала Эммануэле II де Грегорио, последнего архимандрита Сантиссимо-Сальваторе, пост не замещался в течение 44 лет.
Своим бреве от 31 августа 1883 года папа Лев XIII упразднил диоцез Сантиссимо-Сальваторе и присоединил остававшиеся в его составе приходы к архиепископству Мессины. С этого момента титул архимандрита Сантиссимо-Сальваторе носят архиепископы Мессины. В память о бывшем монастыре второй кафедральный собор Мессины, построенный в 1928 - 1932 годах , носит название Сантиссимо-Сальваторе.