Interested Article - Имитация жизни (фильм, 1959)

«Имитация жизни» — последний кинофильм Дугласа Сёрка (1959), признанный одной из вершин классической голливудской мелодрамы . В главных ролях — Лана Тёрнер и Джон Гэвин (впоследствии посол США в Мексике). По одноимённому роману (1933) ранее был поставлен голливудский фильм с Клодетт Кольбер в главной роли. Песню Trouble of the World в кульминационной сцене ленты исполняет Махалия Джексон .

Сюжет

Провинциальная актриса Лора Мередит, овдовев, отправляется покорять Бродвей . На пляже пути Лоры и её 6-летней дочери Сьюзи пересекаются с афроамериканкой Энни и её светлокожей дочерью Сарой-Джейн. Несмотря на собственное бедственное положение, Лора разрешает Энни поселиться в снимаемой ею квартирке, чтобы вести домашнее хозяйство и присматривать за Сьюзи. Целеустремлённость Лоры приносит свои плоды — она становится «музой» успешного драматурга и звездой бродвейской сцены.

Проходит десяток лет. Лора слишком погружена в работу, чтобы замечать, что в её доме кипят нешуточные страсти: Сьюзи пытается самоутвердиться за счёт романтической связи со Стивом Арчером, который уже много лет ухаживает за её матерью, а Сара-Джейн готова отказаться от родной матери, которая цветом своей кожи компрометирует её претензии на то, чтобы считаться белой.

В ролях

Работа над фильмом

Сёрк говорил, что взялся за ремейк фильма 1934 года главным образом из-за того, что его заворожило название. В романе «Имитация жизни» героиня Тёрнер наживает состояние благодаря рецепту вафель , который унаследовала от предков её чернокожая служанка, и предлагает той пятую долю доходов с продаж, на что афроамериканка отвечает отказом, предпочитая прислуживать своей госпоже. В разгар борьбы чернокожих за свои права патерналистская трактовка межрасовых отношений представлялась реакционной, в связи с чем режиссёр настоял на внесении изменений в сценарий . В результате на первый план выдвинулся остросоциальный конфликт афроамериканки со светлокожей дочерью, а соперничество белых матери и дочери за внимание красавца Арчера отступило на второй план.

На роль Мередит изначально была утверждена Лана Тёрнер, не сходившая с первых страниц газет из-за скандальных перипетий своих отношений с дочерью: незадолго до того дочь зарезала её ухажёра. Актриса согласилась на эту роль, когда ей пообещали 50 % доходов от проката, что принесло Лане рекордный для актрисы того времени гонорар в 2 млн. Основная часть бюджета ушла на приобретение гламурных костюмов для Тёрнер; эта сумма также установила рекорд, превысив миллион долларов .

Драма об отношениях Тёрнер с дочерью привлекла в зрительные залы толпы домохозяек. По итогам 1959 года «Имитация жизни» заняла в американском прокате 4-е место. До выхода в 1970 году фильма « Аэропорт » это был самый успешный в финансовом плане проект студии Universal . Исполнительницы ролей Энни и Сары-Джейн были выдвинуты на соискание премий « Золотой глобус » и « Оскар ». Однако кинокритики приняли фильм достаточно прохладно, увидев в нём не более чем очередную « мыльную оперу » в духе Сёрка. С ходом времени статус фильма в глазах киноведов значительно вырос.

Анализ

Оспорив наклеенный на «Имитацию жизни» первыми рецензентами ярлык душещипательной мелодрамы для домохозяек, Дэйв Кер назвал последний фильм Сёрка одним из самых интеллектуальных в истории Голливуда. Глянцевые поверхности, кричащие цвета, шикарные интерьеры особняков — лишь западня, полная иллюзорных надежд и эмоционального отчаяния . Бесчисленные окна и зеркала создают головокружительный эффект мира, помешанного на видимостях . Так, видимость материнства Лоры прикрывает её полное отчуждение от собственной дочери. Разный цвет кожи Энни и её дочери словно бы перечёркивает их кровное родство. Весь мир фильма — только имитация подлинной жизни:

С самых начальных титров (где каскад из стразов ниспадает под напевы одного из эпигонов Нэта Кинга Коула ) «Имитация жизни» упивается подделками — снегопад из студийной машины, блестящие рождественские декорации, словно сошедший с открытки дом в пригороде с развешанными по стенам трафаретными полотнами в духе постимпрессионизма и неразрезанными томами в кожаных переплётах, наконец — белая актриса, изображающая чернокожую, которая притворяется белой.

За традиционной историей свалившегося на « Золушку » богатства режиссёр тонко выявляет распад семейных связей. Его пессимистичный , не лишённый цинизма взгляд на мир, как всегда, читается при помощи деталей . Мелодраматическая история рассказана посредством мизансцен , которые подтрунивают над её содержанием . За той или иной сценой внимательный зритель увидит ироническое второе дно. Взять сцену смерти Энни: когда героиня Тёрнер поднимает заплаканные глаза, они падают на портрет улыбающейся дочери покойной. Шаблонная сентиментальность сцены перечёркивается тем обстоятельством, что смерть добродетельной служанки — долгожданный выход для её дочери, сам факт существования чернокожей матери для которой подрывает любые перспективы успеха в мире «белых» .

Награды и номинации

Оммажи

Примечания

  1. (швед.) Svenska Filminstitutet .
  2. Handzo, Steven (1997). (недоступная ссылка) . // Bright Lights Film Journal.
  3. . Дата обращения: 11 ноября 2011. 13 апреля 2015 года.
  4. (недоступная ссылка)
  5. . Дата обращения: 30 июня 2022. 4 марта 2016 года.
  6. . Дата обращения: 11 ноября 2011. 9 октября 2011 года.
  7. Edwards, Gwyne. Almodóvar: Labyrinths of Passion . London: Peter Owen, 2001. ISBN 0-7206-1121-0 . Pages 122, 125.

Книги о фильме

  • Fischer, Lucy, ed. (1991). Imitation of Life: Douglas Sirk, Director . New Brunswick, NJ: Rutgers University Press. ISBN 978-0-8135-1645-5 .
  • Staggs, Sam (2009). Born To Be Hurt: The Untold Story of Imitation of Life . New York, NY: St. Martin’s Press. ISBN 978-0-312-37336-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Имитация жизни (фильм, 1959)