Исии, Сиро
- 1 year ago
- 0
- 0
Сиро Тоёда ( яп. 豊田四郎 Тоёда Сиро ). ( 3 января 1906 , префектура Киото , Япония — 13 ноября 1977 , Токио , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист. В своём творчестве Тоёда специализировался на адаптациях для кино литературных произведений и был одним из крупнейших постановщиков компании « Тохо », наряду с Микио Нарусэ и Акирой Куросавой .
Сиро Тоёда родился и вырос в богатой семье, его отец был руководителем железнодорожной компании . С юных лет организм мальчика был ослаблен (он страдал костным туберкулёзом), отчего проводил долгие дни в постели, погрузившись в чтение романов и пьес . Из-за болезни юноша не получил среднего образования. Проучившись только в младших классах, Сиро переехал в Токио на попечение к своему старшему брату, который уже давно обосновался в столице .
В 1924 году восемнадцатилетний Сиро Тоёда трудоустроится на студию «Камата» кинокомпании «Сётику» , где будет учеником режиссёра Ясудзиро Симадзу , а вскоре и его ассистентом. Ещё работая помощником режиссёра, Тоёда предложит своему наставнику Симадзу написанный им самим сценарий. Ясудзиро Симадзу будет впечатлён и поставит по сценарию юного дарования фильм «Вечерний звонок» ( 1925 ). В самостоятельной режиссуре Сиро Тоёда дебютировал в двадцатитрёхлетнем возрасте постановкой фильма «Яркие губы» ( 1929 , по собственному сценарию, основанному на романе ). Поставив за два года (1929—1930) четыре фильма, Тоёда после неудачи последнего из них будет отстранён от режиссуры руководством компании и переведён вновь в ассистенты. Только спустя пять лет ему будет дана возможность возвратиться в режиссуру постановкой фильма «Три женщины» ( 1935 ).
В 1936 году молодой амбициозный режиссёр покинет «Сётику», перейдя по приглашению известного в то время молодого актёра Дэна Обинаты , в независимую студию . Большой успех будет иметь фильм 1937 года «Молодые люди» снятый по одноимённому бестселлеру . Фильм войдёт в десятку номинантов на премию журнала « Кинэма Дзюмпо » в категории «за лучший фильм года», заняв по результатам голосования 6 место.
В 1930-х , когда японское кино всё ещё находилось в зачаточном состоянии, Сиро Тоёда был в авангарде молодых кинематографистов. Лучшие фильмы режиссёра относятся к периоду второй половины тридцатых годов , кроме уже упомянутой киноленты «Молодые люди», это: «Плакса» ( 1938 , по роману ), «Зимний ночлег» ( 1938 , по Томодзи Абэ ), «Соловей» ( 1938 , по ).
В 1940-м Сиро Тоёда снял фильм «Весна на маленьком острове». Фильм получил наиболее высокую оценку критиков, отметивших его премией журнала «Кинэма Дзюмпо» и у зрителей, несмотря на мрачный, буквально отталкивающий сюжет. В нём рассказывается о жалкой участи больных проказой Хиндзэна, его жены и детей, уединённо живущих на островке, затерявшемся во Внутреннем Японском море. Он снят по документальным записям Масако Огавы, которая самоотверженно ухаживала за семьёй Хандзэна, сама заразилась проказой и умерла.
В первой половине 1940-х он снял несколько пропагандистских фильмов по заказу и под контролем Министерства внутренних дел и Отдела массовой информации имперской армии, а после поражения Японии снимал фильмы противоположной направленности — во славу демократии (многие из этих кинолент потерпели неудачу как в художественном плане, так и в коммерческом) .
В 1950-х Сиро Тоёда получает славу как один из специалистов в области адаптации для кино литературных произведений. Работы величайших японских писателей будут для него постоянным источником вдохновения. Творчество Сиро Тоёды отражает развитие японской литературы первой половины XX века . Тоёда экранизировал произведения таких писателей, как Наоя Сига , Ясунари Кавабата , Дзюнъитиро Танидзаки , Кафу Нагаи , Масудзи Ибусэ , Анго Сакагути и других. К наиболее значительным фильмам 1950-х годов относятся : «Времена года женщины» ( 1950 , по роману Фумио Нива ), «Дикие гуси» ( 1953 , по одноимённому произведению ), «Брачные отношения» ( 1955 , по ), «Кошка, Сёдзо и две женщины» ( 1956 , по роману Дзюнъитиро Танидзаки ), « Снежная страна » ( 1957 , по роману Ясунари Кавабаты ).
В работах, сделанных в 1960-е — 1970-е годы , когда адаптировать для кино литературные произведения уже не является подвигом, а Сиро Тоёда уже не считается авангардным режиссёром, он тем не менее признаётся как ветеран, который ставит экранизации с присущим ему высоким художественным качеством . Из кинолент этого позднего периода его творчества наиболее известны «Рассказ о ночи в Токио» ( 1961 , по ), «Тень волны» ( 1965 , по ), «Ёцуя Кайдан» (1965, по автора ), « Картины Ада » ( 1969 , по одноименному рассказу Рюноскэ Акутагавы , в русском переводе «Муки Ада»).
Сиро Тоёда часто использовал свои фильмы для того, чтобы исследовать борьбу между традиционными нормами нонконформистов с понятием индивидуализма и свободы самовыражения . Одним из характерных приёмов в работах режиссёра был показ слабого мужчины и сильной женщины.
Актёры Рё Икэбэ и , работавшие на проектах режиссёра, в своих воспоминаниях утверждают, что Сиро Тоёда был гомосексуалистом .
В 1971 году Сиро Тоёда пережил первый инфаркт миокарда , после которого длительное время восстанавливался и не выходил на съёмочную площадку до 1973 года . Второй приступ инфаркта, случившийся с ним 13 ноября 1977 года во время свадебной вечеринки у актёра Кинъя Китаодзи , он уже не пережил, скончавшись в возрасте семидесяти одного года .
Премия журнала «Кинэма Дзюмпо» (1938)
Премия журнала «Кинэма Дзюмпо» (1941)
XV международный кинофестиваль в Венеции (1955)
VI международный кинофестиваль в Западном Берлине (1956)
XI международный кинофестиваль в Канне (1958)
Фильмография режиссёрских работ Сиро Тоёды | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Примечания |
1920-е годы | |||||
1929 | « » | 彩られる唇 | Irodorareru kuchibiru | + сценарист, по роману Харуо Сато | |
« » | 都会を泳ぐ女 | Tokai o oyogu onna | + сценарист | ||
1930-е годы | |||||
1930 | « » | 友愛結婚 | Yûai kekkon | + сценарист (с Хироси Мидзутани и Бусо Савадой) | |
« » | 心驕れる女 | Kokoro ogoreru onna | |||
1935 | « » | 三人の女性 | San nin no josei | ||
1936 | « » | 東京-大阪特ダネ往来 | Tôkyô-Ôsaka tokudane ôrai | + сценарист; первый фильм снятый в независимой компании Tokyo Hassei | |
« » | 大番頭小番頭 | Dai bangashira shou bangashira | |||
1937 | «---» | 港は浮気風 | Minato ha uwaki fuu | ||
«---» | オヤケアカハチ | Oyake Akahachi | |||
« » | 若い人 | Wakai hito | Young People | по одноимённому роману Ёдзиро Исидзака | |
« » | 十字砲火 | Juujihouka | Cross Fire | ||
1938 | « » | 泣蟲小僧 | Nakimushi kozo | The Crybaby Kid / Crybaby Apprentice | по роману Фумико Хаяси |
« » | 冬の宿 | Fuyu no yado | Winter Inn | по роману Томодзи Абэ | |
« » | 鶯 | Uguisu | Nightingale | по роману Эйносукэ Ито | |
1940-е годы | |||||
1940 | « » | 奥村五百子 | Okumura Ioko | Ioko Okumura | |
« » | 小島の春 | Kojima no haru | Spring on Lepers' Island | на основе одноимённой книги доктора | |
« » | 大日向村 | Ôbinata-mura | |||
1941 | « » | わが愛の記 | Waga ai no ki | A Record of My Love | |
1943 | « » | 若き姿 | Wakaki sugata | Young Figure | фильм снят на студии «Корейский фильм» |
1946 | « » | 檜舞台 | Hinoki butai | The First-Class Stage | первый фильм снятый в кинокомпании «Тохо» |
1947 | « » (новелла 1: «Первая любовь») | 四つの恋の物語 第一話 初恋 | Yottsu no koi no monogatari (dai ichi wa hatsukoi) | Four Love Stories (Part I First Love) | |
1948 | « » | わが愛は山の彼方に | Waga ai ha yama no kanata ni | My Love on the Other Side of the Mountain | |
1949 | «---» | 白鳥は悲しからずや | Hakuchou ha kanashikara zu ya | ||
1950-е годы | |||||
1950 | « » | 女の四季 | Onna no shiki | The Four Seasons of Women | по роману Фумио Нива |
1951 | « » (фильм в двух частях) | えりことともに | Eriko to tomoni | ||
« » | せきれいの曲 | Sekirei no kyoku | The Song of the wagtail | ||
1952 | « » | 風ふたゝび | Kaze futatabi | The Wind Blows Twice | |
« » | 春の囁き | Haru no sasayaki | Whisper of Spring | ||
1953 | « » | 雁 | Gan | Wild Geese | по одноимённому роману Огая Мори |
1954 | « » | 或る女 | Aru onna | A Certain Woman | по Такэо Арисимы |
1955 | « » | 麦笛 | Mugibue | The Grass Whistle / Love Never Fails | |
« » | 夫婦善哉 | Meoto zenzai | Marital Relations / Happy Man and Wife | по роману Сакуносукэ Ода | |
1956 | « » («Легенда о Белой Змее») | 白夫人の妖恋 | Byaku fujin no yoren | The Legend of the White Serpent / The Bewitching Love of Madame Pai | «Тохо» совместно с Shaw Brothers ( Гонконг ) |
« » | 猫と庄造と二人のをんな | Neko to Shôzô to futari no onna | A Cat, Two Women, and One Man | по роману Дзюнъитиро Танидзаки | |
1957 | « Снежная страна » | 雪国 | Yukiguni | Snow Country | по одноимённому роману Ясунари Кавабаты |
« » | 夕凪 | Yuunagi | Evening Calm | ||
1958 | « » | 負ケラレセン勝マデハ | Makeraremasen katsumadewa | I Can’t Give Up | по роману Анго Сакагути |
« » | 喜劇 駅前旅館 | Kigeki ekimae ryokan | Comedy-The Ryokan / Front of the Train Station | по роману Масудзи Ибусэ | |
1959 | « » | 花のれん | Hana noren | Flower Shop Curtain | |
« » | 男性飼育法 | Dansei shiikuhô | Bringing Up Husbands | на основе книги Цуяко Миякэ | |
« » | 暗夜行路 | Anyakôro | The Road In the Dark | ||
1960-е годы | |||||
1960 | « » | 珍品堂主人 | Chinpindô shujin | The Curio Master | по роману Масудзи Ибусэ |
« » «Сказка Восточного берега» | 〓東綺譚 | Bokuto kidan | The Twilight Story | по книге Кафу Нагаи | |
1961 | « » | 東京夜話 | Tôkyô yawa | Night Story of Tokyo / The Diplomat's Mansion | по роману Цунэо Томиты |
1962 | « » | 明日ある限り | Ashita aru kagiri | Till Tomorow Comes / As Long As The Reis Tomorrow | |
« » | 如何なる星の下に | Ika naru hoshi no moto ni | Under Any Star | ||
1963 | « » | 憂愁平野 | Yushu heiya | Melancholy Playing Field / Madame Aki | по повести Ясуси Иноуэ |
« » | 台所太平記 | Daidokoro taiheiki | The Maid's Story | по роману Дзюнъитиро Танидзаки | |
« » | 新・夫婦善哉 | Shin meoto zenzai | Marital Relations, New Version | по роману Сакуносукэ Ода | |
1964 | « » | 喜劇 陽気な未亡人 | Kigeki: Yôki-na mibôjin | Comedy Merry Widow | |
« » | 甘い汗 | Amai ase | Sweet Sweat | ||
1965 | « » | 波影 | Nami kage | Shadow of the Waves | по роману Цутому Минаками |
« » | 四谷怪談 | Yotsuya kaidan | Yotsuya Ghost Story / Illusion of Blood | по пьесе для театра кабуки автора Цуруя Намбоку IV | |
« » | 大工太平記 | Daiku taiheki | War Stories of a Capenter | по повести Кацуми Итиды | |
1967 | « » («Река навсегда») | 千曲川絶唱 | Chikumagawa zesshô | River of Forever | |
« » | 喜劇 駅前百年 | Kigeki ekimae hyakku-nen | A Hundred Years in Front of the Station | ||
1968 | « » | 喜劇 駅前開運 | Kigeki ekimae kaiun | The Luck of Station Front Plaza | |
1969 | « Картины Ада » | 地獄変 | Jigokuhen | Portrait of Hell | по одноименному рассказу Рюноскэ Акутагавы |
1970-е годы | |||||
1973 | « » | 恍惚の人 | Kokotsu no hito | Senile Person | по роману Савако Ариёси |
1976 | « » | 妻と女の間 | Tsuma to onna no aida | Between Women and Wives | по роману Якуто Сэтоути, сорежиссёр — Кон Итикава |