Визуальное программирование
— способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста. Некоторые авторы представляют визуальное программирование как следующий этап развития языков программирования (следующее поколение). В настоящее время визуальному программированию стали уделять больше внимания, в том числе в связи с развитием мобильных сенсорных устройств (КПК, планшеты). Визуальное программирование может применяться для создания программ с
графическим интерфейсом
, но не только. Существуют, например, и успешно используются в промышленности, средства графического программирования встроенных приложений для микроконтроллеров.
Есть и среды визуального программирования, позволяющие создавать
Веб-приложения
для браузеров.
Необходимо различать:
графический язык программирования
(например, средства проектирования интерфейса,
CASE
-система, часть
SCADA
-системы).
Языки визуального программирования могут быть классифицированы по разным признакам
. Например, по сфере основного применения: учебные; используемые в индустрии; исследовательские. По основному моделируемому аспекту: языки описания структуры программной системы; языки описания потока управления; языки описания потоков данных; языки описания поведения (процессов); языки для построения графического интерфейса. Предлагается и такая классификация:
Языки на основе объектов, когда визуальная среда программирования предоставляет графические или символьные элементы, которыми можно манипулировать интерактивным образом в соответствии с некоторыми правилами. Пример:
Скретч
.
Языки схем, основанные на идее «фигур и линий», где фигуры (прямоугольники, овалы и т. п.) рассматриваются как субъекты и соединяются линиями (стрелками, дугами и др.), которые представляют собой отношения. Примеры: редакторы взаимосвязей в реляционных БД,
UML
.
В ряде работ подход визуального программирования связан с
программированием потоков данных
(
англ.
dataflow programming
). Некоторые средства визуального программирования поддерживают отладку программ, автоматизированную генерацию и документирование. Языки потоков данных могут позволять
автоматическое распараллеливание
, что может стать большим достижением программирования.
При этом можно назвать и недостатки визуального программирования. Статья Майка Хэдлоу
говорит о фундаментальных ограничениях визуального программирования:
Ограничения визуального интерфейса могут запутывать разработчика даже больше, чем текст.
С повышением сложности программ программист начинает заниматься абстракцией и снижением связности, и уровень программиста во многом определяется тем, насколько удачно это получилось. Визуальные средства редко имеют развитую поддержку данного процесса.
Графические, или визуальные, языки программирования
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
App Inventor
— Cреда визуальной разработки android-приложений, требующая от пользователя минимальных знаний программирования.
Sketchware — Среда визуальной разработки приложений для Android.
Дракон
— графический язык программирования, имеющий корни в программировании ракетно-космической техники («
Буран
», "
Морской старт
"). Существуют Дракон-редакторы, включая бесплатные.
Язык последовательных функциональных схем
SFC
(Sequential Function Chart) —
графический язык программирования
широко используется для программирования промышленных логических контроллеров
PLC
.
HiAsm
— это язык и среда разработки приложений, которая позволяет создавать приложения, управляя их моделью с помощью интуитивно понятного графического интерфейса
.
В SFC программа описывается в виде схематической последовательности шагов, объединённых переходами.
Язык CFC (
) — ещё один высокоуровневый язык графического программирования. CFC — это дальнейшее развития языка FBD. CFC был специально создан для проектирования систем управления непрерывными технологическими процессами.
Язык «G» системы
LabVIEW
— один из самых распространенных языков разработки программ, работающих с некомпьютерным оборудованием.
Блокли
— это библиотека для создания среды визуального программирования, которая может быть встроена в произвольное веб-приложение.
— Интегрированная среда создания бот программ автоматизации. Обладает визуальным инструментом для построения программ с помощью блок схем. Для визуального программирования требуется минимум навыков программирования.
Verge3D Puzzles
— основанный на Блокли фреймворк для программирования интерактивных 3D-приложений, работающих в браузере.
Creative+ — общее название для нескольких событийно-ориентированных языков программирования, созданных в Minecraft.
Визуальные средства разработки
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
App Inventor
, среда визуальной разработки android-приложений, требующая от пользователя минимальных знаний программирования
, легкая в использовании авторская система для игр и научных расчётов
А.А. Тюгашев.
Графические языки программирования и их применение в системах управления реального времени. — Изд-во Самарского научного центра РАН. — Самара, 2009. — 98 с. —
ISBN 978-5-93424-454-6
.
Johnston, W.M.; Hanna, J.R.P. and Millar, R.J.
(неопр.)
// ACM Computing Surveys (CSUR). — 2004. —
Т. 36
,
№ 1
. —
С. 1—34
. —
doi
:
.
27 сентября 2007 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 5 мая 2009.
Архивировано 27 сентября 2007 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 22 августа 2020.
22 сентября 2020 года.