Interested Article - Акусматическая музыка
- 2021-12-23
- 1
Акусмати́ческая му́зыка ( фр. musique acousmatique , англ. acousmatic music, acousmatic art ), в широком смысле — музыка, источник которой скрыт от слушателя . Обычно такая музыка хранится на электронных носителях информации и воспроизводится при помощи громкоговорителей , без непосредственного участия человека-исполнителя. В академических рамках понимается как вид академической электронной музыки , синоним (с некоторыми оговорками) электроакустической музыки .
Термин «акусматический» был впервые использован в 1955 году Жеромом Пеньо и Пьером Шеффером для описания слушательского восприятия « конкретной музыки » .
Музыкальная специфика
В качестве «музыкальных» в акусматической музыке рассматриваются звуки любой природы и любого происхождения: от звуков всех обычных акустических инструментов , до звуков конкретных и искусственно синтезированных — электронных , компьютерных и т.д. [ источник не указан 4097 дней ]
При создании акусматической музыки могут быть задействованы также и самые различные технические устройства: от простых механических до сложных электронно-аналоговых и цифровых [ источник не указан 4097 дней ] .
Как правило, готовая акусматическая музыка хранится на электронных носителях информации и воспроизводится при помощи громкоговорителей , то есть без непосредственного участия человека-исполнителя, хотя допустимо и её «живое» исполнение непосредственно на какой-либо концертной сцене .
Кроме того, автор акусматической музыки может заготавливать сразу несколько звуковых пластов, которыми он будет затем манипулировать непосредственно в процессе исполнения своей музыки на сценической площадке .
Стилистически акусматическая музыка может выходить за рамки любых известных вокальных и инструментальных жанров . Среди музыкантов существуют некоторые разногласия, связанные с тем, относить ли термин «акусматика» к стилю музыкальной композиции или к виду восприятия музыки .
Происхождение термина
Термин «акусматика» восходит к античному философу Пифагору и его специфическому методу преподавания.
Как полагают, Пифагор обучал своих учеников из-за ширмы, чтобы не отвлекать их от глубинного содержания своих эзотерических лекций, составленных из мудрых и лаконичных «акусмат» (греч. — «изречений»). В этой связи, первый этап пифагорейского ученичества назывался «акусматом» .
Пьер Шеффер , используя в своём творчестве термин «acousmatique», проводил аналогию между голосовыми акусматами Пифагора, доносящимися из-за ширмы, и музыкой, доносящейся «из-за динамиков», то есть как бы «исполняемой невидимыми (таинственными) инструментами и голосами» .
Примечания
- ↑ Dufour D. «Peu importe le son», Le Son des musiques , Symposium Ina-GRM and France-Culture, Paris: Ina-GRM/Buchet-Chastel, 1989
- ↑ Schaeffer P. Traité des objets musicaux. Le Seuil, Paris, 1966
- Dhomont F. «Is there a Quebec sound» // Organised Sound , 1(1), Cambridge University Press, 1996
- Peignot J. De la musique concrète à l'acousmatique, Esprit, No. 280, 1960.— Paris: Esprit.— с. 111—123.
- Emmerson S. Living Electronic Music.— Aldershot, Hants: Ashgate, 2007. ISBN 978-0-7546-5546-6
- Pousseur H. Musiques croisées.— Paris: L’Harmattan, 1997
- Windsor W. L. A Perceptual Approach to the Description and Analysis of Acousmatic Music. Ph. D Thesis, City University Department of Music, September 1995, Sheffield.
- McFarlane M.W. The Development of Acousmatics in Montréal, eContact! , 6.2, Journal of the Canadian Electroacoustic Community, Montreal, 2001.
-
Жмудь Л. Я.
Пифагор и его школа. — М.: Наука, 1990. —
ISBN 5-02-027292-2
«В акусматах Пифагора содержались обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы формулировались лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержались также постулаты общечеловеческой морали».
См. также
- Электронная музыка
- Электроакустическая музыка
- Экспериментальная музыка
- Академическая электронная музыка
- Компьютерная музыка
- Конкретная музыка
- Спектральная музыка
Литература
- Austin, Larry and Denis Smalley. “Sound Diffusion in Composition and Performance: An Interview with Denis Smalley.” Computer Music Journal 24/2 (Summer 2000), pp. 10–21. Cambridge MA: MIT Press.
- Chion, Michel. (1983) Guide des objets sonores, Pierre Schaeffer et la recherche musicale . Ina-GRM/Buchet-Chastel, Paris.
- Destantos, S. “Acousmatic Morphology: An Interview with François Bayle.” Computer Music Journal 21/3 (Fall 1997), pp. 11–19. Cambridge MA: MIT Press.
- Dhomont, Francis. “ .” Contact! 8.2 (Spring 1995). Montréal: Canadian Electroacoustic Community (CEC).
- McFarlane, Matthew. “ (недоступная ссылка) .” eContact! 6.2 — Activités électroacoustiques au Québec / Electroacoustic Activities in Quebec (Fall 2003). Montréal: Canadian Electroacoustic Community (CEC).
- Smalley, Denis. “Space-form and the acousmatic image.” Organised Sound 12/1 (April 2007) “Practice, process and æsthetic reflection in electroacoustic music,” pp. 35–58. Cambridge University Press.
- Smalley, Denis. “Spectromorphology: Explaining Sound-Shapes.” Organised Sound 2/2 (August 1997) “Frequency Domain,” pp. 107–26. Cambridge University Press.
- Truax, Barry. “Composition and diffusion: space in sound in space.” Organised Sound 3/2 (August 1998) “Sound in Space,” pp. 141–146. Cambridge University Press.
- Windsor, W.L. “ .” Unpublished doctoral thesis. London: City University, 2005.
- Wishart, Trevor. On Sonic Art . Routledge, 1997.
- Dack, John (1994). "Pierre Schaeffer and the Significance of Radiophonic Art". Contemporary Music Review 10, no. 2: 3–11.
- Dack, John (1993a). "La Recherche de l'Instrument Perdu". Electroacoustic Music: Journal of the Electroacoustic Music Association of Great Britain .
- Dwyer, Terence (1971). Composing with Tape Recorders: Musique Concrète for Beginners . London and New York: Oxford University Press. ISBN 0193119129 .
- Kane, Brian (2007). "L’Objet Sonore Maintenant: Pierre Schaeffer, Sound Objects and the Phenomenological Reduction". Organised Sound , 12, no.1:15–24.
- Schaeffer, Pierre (1952b). "L'objet musical". La Revue Musicale: L'œuvre du XXe siècle , no. 212: 65-76.
- Schaeffer, Pierre (1967). La musique concrète . Paris: Presses Universitaires de France.
Ссылки
- INA-GRM
- François Bayle's personal
- Electroacoustic Music Studies
- Bernard Parmegiani's personal
- ElectroAcoustic Resource at De Montfort University
- A Theatre Of Sound-Sculptured Space
- : An International Journal of Music and Technology.
- (англ.) на сайте AllMusic
- 2021-12-23
- 1