Принадлежит к династии художников, ведущих своё начало от гравëров времени
Людовика XIII
. Основоположник этой знаменитой семьи — живописец и гравёр
Клод Одран Первый
(1597—1675). Его сын Клод Одран Второй (1639—1684) — живописец. Другой сын Жермен Одран (1631—1710) — гравёр. Третий, самый известный,
Жерар Второй
(1640—1703) — гравёр, выдающийся мастер «большого стиля» эпохи Короля-Солнце Людовика XIV, портретист, орнаменталист. Некоторое время работал в Италии, учился у
Карло Маратти
, испытал влияние
Пьетро да Кортона
и других художников итальянского
барокко
. В 1670 году Жерар Одран Второй вернулся в Париж, где продолжил работу, начатую
Ж. Эделинком
по воспроизведению в гравюрах композиций «первого живописца короля»
Шарля Лебрена
. Сам Лебрен говорил, что гравёр «улучшил его картины», применив смешанную технику штрихового
офорта
и гравюры резцом. Одран гравировал в широкой «рубенсовской манере» по живописным оригиналам
Н. Пуссена
,
Э. Лесюэра
,
П. Миньяра
,
Н. Куапеля
. Гравюры Одрана составили основу знаменитого «Кабинета» короля и послужили началом гравюрного собрания
Лувра
. В истории искусства известны и ближайшие родственники Жерара Одрана, гравёры: Бенуа Одран (1661—1721), племянник Жерара — Бенуа Одран Второй (1698—1772) и
Жан Одран
(1667—1756), были и другие художники
.
Но наибольшую славу со временем приобрёл сын Жермена, внук Клода Первого и племянник
Жерара Одрана Второго
— Клод Одран Младший, или Третий. Он работал в Париже с 1692 года в мастерской
Жюля Ардуэн-Мансара
. Был придворным живописцем. С 1704 года в течение 29 лет занимал должность хранителя (консьержа) художественных коллекций
Люксембургского дворца
. Его учеником по декоративному искусству был
Антуан Ватто
.
Творчество
Шпалера «Юпитер (Огонь)». Из серии «Портьеры богов, или Времена года и стихии». 1708. Париж, Музей Национальной меблировки (Мануфактуры Гобеленов)
Шпалера «Бахус (Осень)». Из серии «Портьеры богов». 1722—1728. Амстердам,
Рейксмюзеум
Клод Одран Третий разрабатывал орнаментальные композиции в стиле Людовика XIV. Затем стал использовать элементы орнаментики
Жана Берена
, соединяя их с экзотическими восточными мотивами
шинуазри
и сенжери, ренессансными
гротесками
,
трельяжами
и
ламбрекенами
, однако в новой «воздушной манере». По свидетельству
графа де Келюса
, этот художник «возродил вкус к гротеску… и благодаря ему были преданы забвению тяжеловесные, скучные орнаменты его предшественников в этой области. Он стал размещать орнаменты так, что они могли дополняться фигурными сценами и всякими другими по желанию заказчиков; он сумел вызвать у последних интерес к расписным панно и плафонам, и многие живописцы различных жанров нашли тут применение своим талантам»
.
Клод Одран — автор декоративных
панно
и картонов для
гобеленов
, украшавших апартаменты
Версаля
, дворцы
Трианона
,
Мёдона
,
Ане
,
Марли
. Сын
Людовика XIV
,
Людовик Великий Дофин
, поручил художнику изготовление декоративных украшений для
плафона
большого зала в
Château de Meudon
(не сохранились). В 1708 году по картонам Клода Одрана на
Королевской мануфактуре Гобеленов
была выткана серия
шпалер
с гротесками (Mois Grotesque par bandes), а затем самая знаменитая серия: «Портьеры богов» (Portières des Dieux), или «Времена года и стихии». Рисунки к ней Одран начал готовить ещё в 1699 году. Эта серия повторялась на протяжении всего XVIII века и стала классическим образцом французского стиля Регентства. Две шпалеры этой серии хранятся в петербургском Эрмитаже (поступили из музея Училища барона Штиглица). Клод Одран до конца жизни выполнял декоративные росписи, рисунки витражей и изделий прикладного искусства
.
Стиль, разработанный Одраном, пользовался популярностью не только во Франции. Благодаря покровительству Дофина и
Иосифа Клеменса Баварского
,
архиепископа Кёльна
, художник выполнил декорации дворца в
Бонне
, что способствовало распространению его стиля в Германии.
Комментарии
Подробнее см.:
, p. 243;
, p. 26;
, pp. 36–37.
Примечания
, с. 365, 506;
, с. 118.
, с. 117–118.
Антуан Ватто. Старинные тексты : Письма Ватто и его современников. / сост., вступ. статья и коммент.:
Ю. К. Золотов
; пер.: Е. А. Гунст. —
М.
:
Искусство
, 1971. — С. 72. — 104 с. —
OCLC
.
Власов В. Г.
Регентства стиль во Франции // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства :
в 10 т.
. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2008. — Т. VIII. — С. 84—85.
Моран А. де
.
История декоративно-прикладного искусства : от древнейших времен до наших дней = Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours / Анри де Моран; с приложением статьи Жеральда Гассио-Талабо о дизайне; перевод с французского Н. И. Столяровой и Л. Д. Липман. —
М.
: Искусство, 1982. — 577 с. : ил.
Шварцман Н. А.
Грезы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. —
М.
: Воскресный день, 2013. — 480 с. : ил. —
ISBN 978-5-7793-4400-5
.
Duplessis G.
:
[
фр.
]
/ par Georges Duplessis. — Paris : Librairie de l'Art, 1892. — 86 p. — (Artistes célèbres). —
OCLC
.
:
[
фр.
]
. — Paris : Société du Mercure de France, 1903. — 495 p. — (Moeurs du XVIIIe siècle). —
OCLC
.
,
Art and Architecture of the Eighteenth Century in France :
[
англ.
]
/ Wend Graf Kalnein and Michael Levey. — Harmondsworth : Penguin Books, 1972. — XXV, 443 p., 97 p. fig. — (The Pelican History of Art ; no. Z 37). —
OCLC
.
McCullagh S. F.
Antoine Watteau,
A Bewigged Painter (Possibly Claude Audran), Seen in Profile, Seated at His Easel
, c. 1709 :
[
англ.
]
/ S. F. M. // Art Institute of Chicago Museum Studies. — 2000. — Vol. 26, no. 1 : Maineri to Miró: The Regenstein Collection since 1975. — P. 36–37, 94. —
doi
:
. —
JSTOR
.
Watteau : Un artiste au XVIII-e siecle :
[
фр.
]
/ Marianne Roland Michel. — Paris : Flammarion, 1984. — 320 p. : ill. en noir et en coul. —
ISBN 978-2-08-012020-4
. —
OCLC
.
Словари и энциклопедии
Власов В. Г.
Одран // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : М—Я. — С. 117—118. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 316. — [3], IX, 718 p. —
ISBN 2-7000-0149-4
. —
OCLC
.
Préaud M., Meißner G.
Audran / M. Préaud; G. M. // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1992. — Bd. 5 : Ardos — Avogaro. — S. 599–603. — XXXVI, 748 S. —
ISBN 3-59822740-X
. —
ISBN 3-598-22745-0
(Bd. 5). —
OCLC
.
Préaud M.
/ Maxime Préaud //
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 707–709. — XIII, 913 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Audran (Les) / H. Stein // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ sous la dir. de M. Prevost,... et Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collaborateurs. — Paris : Letouzey et Ané, 1948. — T. 4 : Aubernon — Baltard. — Col. 448–454. — 1544 col. —
OCLC
.