Валлен-Деламот, Жан-Батист-Мишель
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан-Мишель Баския ( англ. Jean-Michel Basquiat , 22 декабря 1960 , Нью-Йорк — 12 августа 1988 , там же) — американский художник. Прославился сначала как граффити -художник в Нью-Йорке , а затем, в 1980-х годах, как очень успешный неоэкспрессионист .
Баския родился в Нью-Йорке — в Бруклине . Его мать Матильда была из Пуэрто-Рико , а отец Жерар родился в Порт-о-Пренсе , столице Гаити . Благодаря этому Жан-Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.
В возрасте шести лет стал младшим членом Бруклинского музея . Весной 2018 года в музее была организована выставка One Basquiat, посвященная исключительно рекордному произведению художника Без названия (1982), которая была приобретена на аукционе Sotheby's японским коллекционером Юсаку Маэзава за 110,5 миллиона долларов – самая дорогая из всех работ американского художника на аукционе.
В 1977 году, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь SAMO или SAMO shit . Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например, Plush safe he think.. SAMO («Он думает, что плюш оберегает [его]. SAMO») или SAMO as an escape clause («SAMO как условие отрицания»). В декабре 1978 года в Village Voice была опубликована статья () об этих надписях. Проект закончился эпитафией SAMO IS DEAD («SAMO мёртв»). В 1978 году Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.
В июне 1980 года Баския принимает участие в The Times Square Show , коллективной выставке художников, которая открылась в заброшенном массажном салоне у Седьмой авеню. Пионерская выставка также представила работы Кита Харинга , Кики Смит , Дженни Хольцер и Кенни Шарфа. В 1981 году поэт и арт-критик Рене Ричард ( Rene Ricard ) опубликовал статью The Radiant Child в журнале Artforum , которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке. С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем , Дэвидом Салле , Франческо Клементе и Энцо Кукки , группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами .
В 1982 году Баския познакомился с Энди Уорхолом и они создали много совместных работ. В возрасте 22 лет в том же 1982, он стал самым молодым художником, когда-либо выставлявшимся в Documenta в Касселе, Германия.
Он встретил своего давнего друга и наставника Энди Уорхола в 1981 году в популярном ресторане . Швейцарский дилер Бруно Бишофбергер позже предложил обоим сотрудничать в серии картин, и между 1983 и 1985 годами пара сделала работы, которые наложили виртуозные граффити Баскии на яркие поп-образы Уорхола.Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году.
С 1984 многие друзья Баския начали отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Он пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. Скончался от передозировки наркотиков 12 августа 1988 года в своей студии на Грейт-Джонс-стрит. Ему было 27 лет. В последние месяцы Баския утверждал, что использовал сто пакетов героина в день. Куратор и галерист Джеффри Дейч выступил с речью во время похорон на Гринвудском кладбище в Бруклине.
Наряду с Джулианом Шнабелем , Кенни Скарфом и Франческо Клементе, Баския считался одной из ведущих фигур неоэкспрессионизма, художественного движения, которое подтвердило первенство человеческой фигуры в современном искусстве. В 1996 году Шнабель снял биографический фильм о бурной жизни художника с Джеффри Райтом в главных ролях в роли Баския и Дэвидом Боуи в роли Уорхола. Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982 год, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чём выражается его необычайный интерес к смерти. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год, отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 года до смерти в 1988 году, отмечен новой манерой и новыми образами.
До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3,5 млн долларов.
14 мая 2002 года «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5,5 млн долларов. В мае 2007 года работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 млн долларов.
Картина без названия с изображением рыбака , показывающего свой висящий на конце удочки улов, в ноябре 2012 года было продано на аукционе « Кристис » за 26,4 миллиона долларов .
16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.
18 мая 2017 года безымянная работа Баския 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке .
23 марта 2021 года работа Жан-Мишеля Баския «Воин» стала самым дорогим произведением западного искусства, проданным в Азии за 41,7 млн долларов.
12 мая 2021 картину «В этом случае» продали на аукционе Christie's за $93,1 млн. Выигрышная ставка была сделана по телефону неизвестным коллекционером.