Джонатан Крейн (трилогия «Тёмный рыцарь»)
- 1 year ago
- 0
- 0
Харт Крейн ( англ. Harold Hart Crane , 21 июля 1899 , Гэрретсвиль, Огайо — 27 апреля 1932 , Мексиканский залив ) — американский поэт.
Харт Крейн был сыном успешного фабриканта , производившего леденцы. Мать (Харт — её девичья фамилия) была набожной сторонницей
« Христианской науки » Мэри Бейкер-Эдди . Родители в 1916 году развелись. Крейн не окончил школу. В 1917—1924 годах жил между Кливлендом и Нью-Йорком , подрабатывая в разных местах, в том числе — на фабрике отца.
Крейн страдал от депрессий, связанных с собственными неудачами (на фоне отцовских успехов), а также в связи со своими гомосексуальными наклонностями, а позднее (во второй половине 1920-х годов) ещё и с пристрастием к алкоголю [ источник не указан 4964 дня ] .
В 1929 году покончил с собой (застрелился вместе с подругой) друг Харта Крейна, поэт Гарри Кросби , укреплявший его в поэтических замыслах. В 1931 году скончался отец Крейна.
В 1931—1932 годах Харт Крейн отправился в Мексику по гранту , задумав «ацтекскую эпическую поэму» (остались лишь некоторые наброски).
Возвращаясь из Мексики , поэт бросился с палубы судна в воды Мексиканского залива , — основная версия, что это было самоубийство. Тело поэта найдено не было.
Харт Крейн был связан с поэтикой К. Марло , английских поэтов-кавалеров ( Р. Геррика и др.), тяготел к архаической лексике и усложненному синтаксису ( И. Бродский в «Диалогах с Соломоном Волковым» сопоставлял манеру Крейна с цветаевской ). Испытал глубокое воздействие ранней лирики Элиота , уловив в ней близкую ноту разочарования и отчаяния. Вместе с тем, элиотовская ирония, дистанцирование от современности были Крейну чужды, он искал озарения, думал о новом эпосе, «мистическом синтезе Америки». Приближением к нему должна была стать поэма «Мост» (1930, имеется в виду Бруклинский мост ), над которой он долго работал.
Книга вышла в иллюстрированном издании с фотографиями Уокера Эванса , но из-за внутренней противоречивости, она была встречена критикой прохладнее, чем ожидал автор. Его стремление к эпосу было сочтено запоздалым и не получило поддержки.
Крейн повлиял на раннюю поэзию Р. Лоуэлла , его высоко ценил Т. Уильямс . В характерной общественной и культурной атмосфере конца 1960-х годов, а затем на протяжении 1970—1980-х годов начался новый подъём интереса к поэту со стороны и публики, и критики, пересмотр прежних оценок его жизни и творчества. Значительную роль в этом сыграла монография известного критика, Йельского профессора Ричарда Льюиса (1967), а затем — книга знаменитого Харольда Блума (1986).