Interested Article - Клод Каон
- 2021-04-23
- 1
Клод Каон ( фр. Claude Cahun , в некоторых источниках ошибочно Кахун , настоящее имя Люси Рене Матильда Швоб ; 25 октября 1894 , Нант — 8 декабря 1954 , Сент-Элье, остров Джерси ) — французская писательница и фотохудожница- сюрреалистка .
Биография
Родилась в зажиточной еврейской семье, детство провела на острове Джерси, племянница писателя-символиста Марселя Швоба . В 1898 её мать пережила острый душевный кризис, впоследствии не раз лечилась от психических расстройств, пыталась покончить с собой. C 1908—1909 была в любовной связи с Сюзанной Малерб , ставшей её пожизненной спутницей. В 1917 году взяла псевдоним, под которым и стала известна. В 1919 познакомилась с Филиппом Супо , скульпторами Ханой Орловой и Жаком Липшицем , Орлова оставила её скульптурный портрет. В 1918 поселилась в Париже , где к ней в 1920 присоединилась подруга. Печатала рассказы и статьи в известном журнале « Mercure de France », её авторству принадлежат несколько книг, в том числе «Парижи открыты» (1934), познакомилась с Анри Мишо , Робером Десносом , Сильвией Бич , Иваном Мозжухиным , Людмилой и Жоржем Питоевыми. В 1929 начали публиковаться фотографии Каон. Чаще всего она работала в жанре автопортрета, создав яркую и разнообразную галерею собственных образов. Она была единственной женщиной-фотографом в группе сюрреалистов. В 1930-е сблизилась с Ассоциацией революционных писателей и художников, вошла в группу сюрреалистов, участвовала в их выставках в Париже и Лондоне ( 1936 ). В 1935 году, вместе с Жоржем Батаем и Андре Бретоном участвует в создании движения «Контратака». В 1937 вместе с Сюзанной Малерб переехала на Джерси. В годы Второй мировой войны участвовала в Сопротивлении , была в 1944 арестована и больше года провела в нацистских застенках, пыталась покончить с собой. Приговорённая к смерти, чудом избежала казни. При этом многие работы Каон были утрачены.
Творчество
Сквозной мотив творчества Каон — поиск себя в смене псевдонимов и гендерных ролей, в игре зеркал и театральных масок.
Признание
В 1990-е гг. ретроспективные выставки Каон прошли в крупнейших музеях Парижа , Лондона , Нью-Йорка .
Сочинения
- Écrits. Paris: Jean-Michel Place, 2002
Литература
- Adamovich E. Sous ce masque, un autre masque : Claude Cahun ‘s photomontage// Exposure: revealing bodies, unveiling representations. Oxford: Peter Lang. 2004. — P.49-65.
- Calle-Gruber M. Créer à la proue de soi-même. [on-line].Метод доступа: от 15 апреля 2012 на Wayback Machine .
- Claude Cahun: photographe. Paris: Jean-Michael Place, 1995
- Cottingham L. Cherchez Claude Cahun. Lyon: Carobella ex-natura, 2002
- Colvile G.M.M. De l’Éros des femmes surréalistes et de Claude Cahun en particulier.[on-line].Метод доступа:
- Dean C.J. Claud Cahun’s double//Yale French Studies № 90, Same Sex/Different Text. Gay and Lesbian Writing in French, 1996. — P.71-92.
- Hétu J. Le motif du masque dans l’oeuvre littéraire et photographique de Claude Cahun. Montréal: Université de Montréal, 2005
- Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Sindy Sherman/ Shelley Rice, ed. Cambridge: MIT Press, 1999
- La subversion des images Surréalisme, photographie, film : Catalogue de l’exposition. — Paris : Éditions du Centre Pompidou, 2010. — 480 p., 450 ill.
- Lai Y. Les impossibles autoportraits de Claude Cahun. [on-line].Метод доступа: .
- Latimer Т. Т. Acting Out: Claude Cahun and Marcel Moore.[on-line].Метод доступа: < от 2 марта 2012 на Wayback Machine >.
- Leperlier F. Claude Cahun (Lucy Schwob 1894—1954) du symbolisme au surréalisme et à la résistance. Lille: A.N.R.T. Université de Lille III, 1990.
- Leperlier F. Claude Cahun: l’exotisme intérieur. Paris: Fayard, 2006
- Solomon-Godeau A. The equivocal 'I': Claude Cahun as lesbian subject// Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Cindy Sherman. — NY: Grey Art Gallery and Cambridge, MA University Press, 1999. — P.111-125.
- Topdjian, C. Shape-shifting beauty: the body, gender and subjectivity in the photographs of Claude Cahun// Resources for Feminist Research. — Toronto, Ontario: York University, 2007.
- Дубин С. Колдунья, дитя, андрогин: женщина(ы) в сюрреализме // Иностранная литература, 2003, № 6 ( от 31 января 2012 на Wayback Machine )
- Розалинда Краусс . Холостяки. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — С.32-37.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- ↑ (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- ↑ (нидерл.)
- (фр.) / , — 2017. — P. 237.
- (фр.) / , — 2017. — P. 239.
- (нидерл.)
- — 1998.
Ссылки
Изображения (внешние) |
---|
- от 22 апреля 2007 на Wayback Machine (англ.)
- от 11 августа 2007 на Wayback Machine (фр.)
- от 13 апреля 2010 на Wayback Machine (рус.)
- 2021-04-23
- 1