Interested Article - Роза Мира

«Ро́за Ми́ра» — религиозно-мистическое произведение Д. Л. Андреева , основанное на его мистических озарениях во Владимирской тюрьме . Книга создавалась долгие годы и была закончена в октябре 1958 года. До первой легальной публикации (1991) распространялась в самиздате .

Содержание

По оценке Г. Померанца , книга Даниила Андреева не имеет точных соответствий в мистической и визионерской литературе, её ближайшими аналогами являются « Божественная комедия » Данте и « Хождение Богородицы по мукам », но мифологическая, культурологическая и философская система Андреева не замыкаются на систему одного вероучения. Основой мировоззрения Андреева было «новое религиозное сознание» начала XX века, мистические искания Блока , Белого , Волошина . В основе — это поэтический текст, которому свойственна «непосредственность видения», а не богословская обдуманность . О. Дашевская определяет жанр «Розы Мира» как метафилософский трактат , который, в первую очередь, должен изучаться филологами, поскольку является частью литературных процессов 1930—1950 годов, имея мощную философско-эстетическую подоплеку. Ключевой категорией книги является миф, поскольку по природе своей книга Андреева — авторская мифология нового времени, в котором переосмыслено всё предшествующее мифотворчество. Миф «Розы Мира» одновременно космогонический и эсхатологический , представляет собой связную, систематизированную метамифологию с разветвленной цепью персонажей и понятий .

Вселенная представлена в трактате многослойной, срединный слой которой — обиталище человечества — именуется Энрофом. Д. Андреев приложил к своему трактату список из 54 основных понятий и широко пользовался неологизмами, происхождение которых ещё практически не исследовалось. По определению А. Грицанова , «экстравагантные категориально-понятийные ряды, присущие построениям Андреева, объяснялись им стремлением воспроизвести в спектре традиционного звукоряда те необычные наименования, которые были восприняты духовным слухом». Над средним миром возвышаются Миры Просветления, вниз ведут тяжёлые миры Возмездия. Создаваемая каждым народом культура связана с силами Света, но в земном выражении подвержена воздействию тёмных сил, в особенности демонов государственности. Над Россией земной возвышается Россия Небесная, имя её соборной души — Навна; демон великодержавной государственности — Жругр. Жизнь Вселенной представляет собой постоянную борьбу божественных сил Добра и Света с обречёнными на поражение Злом и Тьмой. История человечества — это проекция взаимодействия существ, населяющих светлые и тёмные миры. Особую роль в мистерии становления человечества играют люди искусства, которые являются вестниками, связующими силы Света с Энрофом (материальной Вселенной естественных наук). Андреев утверждал, что его предшественниками в роли вестников являлись А. Пушкин , А. Блок , Ф. Достоевский , Вл. Соловьёв и особенно М. Лермонтов ; все они обладали даром «созерцания космических панорам и метаисторических перспектив». Собственно, «Роза Мира» с его точки зрения — это грядущее объединившегося человечества, в котором государства будут заменены Братствами, а также его религия, которая просветлит мир примерно в XXIV столетии .

Примечания

  1. Померанц Г. : [ 7 августа 2023 ] // Вестник культурологии. — 2009. — С. 66.
  2. Дашевская О. А. : [ 7 августа 2023 ] // Вестник Томского государственного педагогического университета: Гуманитарные науки (филология). — 2000. — Вып. 6. — С. 47.
  3. Андреева А. А. Андреев Даниил Леонидович // Новая философская энциклопедия . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль, 2010. — Т. 1: А — Д. — С. 109—110. — ISBN 078-2-244-0116-6.
  4. , с. 27—28.

Литература

  • Андреев, Даниил Леонидович // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов . — Минск: В. М. Скакун, 1999. — С. 27—28. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0 .
  • Дашевская О. А. . — Томск: Том. гос. ун-т., 2006. — 49 с.
  • Игнатьева А. С. // Неординарные формы русской драмы XX столетия : Межвуз. сб. науч. тр. / Вологод. гос. пед. ун-т; [Отв. ред. Ю. В. Бабичева]. — Вологда: Русь, 1998. — С. 96 .
  • Эзотерическая культура (Даниил Андреев. «Роза Мира») // Эзотерический мир: семантика сакрального текста. — М. : Едиториал УРСС , 2011. — С. 117—172. — 320 с. — ISBN 5-354-00023-8 .
  • Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М. : Прогресс : Культура, 1995. — С. 309—313. — 621 с. — ISBN 5-01-003942-7 .
  • Эпштейн М. Н. // Вера и образ. Религиозное бессознательное в русской культуре 20-го века. — Tenafly (New Jersey): Hermitage, 1994. — С. 205—250.

Ссылки

  • . — Авт.-сост. Михаил Белгородский (2004).
  • Ольга Скибинская, А. А. Андреева . . « Российская газета »
  • из произведения М. М. Дунаева «Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX вв.»
  • Михаил Куртов . // Нож . 6.03.2021.
  • // Андреевская энциклопедия. — Авт.-сост. Михаил Белгородский (2004).
Источник —

Same as Роза Мира