Траволта, Эллен
- 1 year ago
- 0
- 0
Джейн Эллен Харрисон ( англ. Jane Ellen Harrison ; 9 сентября 1850 — 15 апреля 1928 ) — британский антиковед , лингвист , феминистка . Харрисон, наряду с Карлом Кереньи и Вальтером Буркертом , была одной из учёных, положивших начало современным исследованиям в области греческой мифологии . Она использовала археологические находки XIX века для интерпретации греческой религии , применяя методы, ставшие в дальнейшем стандартными. Современная антиковед и биограф Харрисон Мэри Бирд называет её «в некотором роде… первой женщиной — профессиональным [университетским] учёным в стране».
Джейн Эллен Харрисон родилась в Коттингхеме, Йоркшир , и получила начальное образование под опекой гувернантки. Она изучала немецкий , латынь , греческий , иврит . В дальнейшем этот список расширился до приблизительно шестнадцати языков, включая русский . Большую часть своей профессиональной жизни Харрисон провела в Ньюнхеме, прогрессивном, недавно основанном колледже для женщин в Кембридже . Одной из её студенток была писательница и поэтесса Хоуп Миррлиз ; они жили вместе с 1913 года до самой смерти Харрисон.
Харрисон знала Эдварда Бёрн-Джонса и Уолтера Патера , была связана с Группой Блумсбери , включавшей Вирджинию Вулф (которая была близкой подругой Харрисон ), Литтона Стрейчи , Клайва Белла и Роджера Фрая . Вместе с Гилбертом Марри , Ф. М. Корнфордом и А. Б. Куком она входила в группу, известную как ; члены этой группы интересовались приложением антропологии и этнографии к изучению античного искусства и ритуалов.
Харрисон была, по крайней мере идеологически, умеренной суфражисткой . Вместо поддержки этого движения с помощью протеста, Харрисон использовала для защиты женского избирательного права антропологию. В ответе на антисуфражистскую критику Харрисон демонстрирует свои убеждения: «[Женское движение] — это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находилось место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, — для человеческого». В этом вопросе девизом Харрисон были слова Теренция : «homo sum; humani nihil mihi alienum est» (« Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо »).
Харрисон начала формальное образование в Сheltenham Ladies' College, где получила сертификат о высшем образовании. В 1874 году она продолжила изучение классической филологии в Ньюнхем-колледже Кембриджского университета . За свои ранние работы Харрисон получила две почётных докторских степени, в Абердинском университете в 1895 году и в Даремском университете в 1897. Такое признание её научных заслуг дало Харрисон возможность вернуться в Ньюнхем-колледж в качестве лектора в 1898 году, эту должность она занимала до выхода на пенсию в 1922.
Первая монография Харрисон, изданная в 1882 году, была основана на тезисе о том, что в « Одиссее » Гомера и в мотивах греческой вазовой живописи использованы общие глубокие мифологические источники, и на не бывшем ранее популярным в классической археологии мнении, что репертуар вазописцев может дать новую информацию о мифах и ритуалах.
Подход Харрисон в одной из наиболее известных её работ «Введение в изучение греческой религии» ( англ. Prolegomena to the Study of Greek Religion , 1903) основан на движении от ритуала к вдохновленному им мифу: «В теологии факты тяжелее отыскать, правду сложнее сформулировать, чем в ритуалах». Она анализирует в книге известные греческие фестивали: , Таргелии , , Плинтерии , женские фестивали, в которых она обнаружила много первобытных пережитков, Тесмофории , , Скирофории , , .
Харрисон также исследовала культурное приложение теории Чарльза Дарвина . На Харрисон и её поколение оказал влияние антрополог Эдуард Бернетт Тайлор , считающийся отцом эволюционной теории развития культуры , особенно его труд 1871 года «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» ( англ. Primitive Culture: researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art, and custom ). Проанализировав происхождение религии с точки зрения социального дарвинизма , Харрисон пришла к выводу, что религиозность антиинтеллектуальна и догматична , однако религия и мистицизм являются культурной необходимостью. В эссе «Влияние дарвинизма на изучение религии» ( англ. The Influence of Darwinism on the Study of Religion , 1909) Харрисон заключила: «Каждая из созданных до сих пор догматических религий, вероятно, ошибочна, но несмотря на всё это, религиозное или мистическое состояние души может быть единственным способом понять некоторые вещи, и важность этого огромна. Также возможно, что содержание этого мистического понимания невозможно выразить с помощью языка без искажений, что оно должно быть прочувствовано и прожито, а не произнесено и интеллектуально проанализировано; и каким-то образом оно верно и необходимо для жизни».
Первая мировая война произвела глубокий перелом в жизни Харрисон. После войны она никогда больше не посещала Италию и Грецию. По большей части она работала над обзорами и новыми редакциями предыдущих публикаций; пацифистские убеждения стали причиной её изоляции. После выхода на пенсию в 1922 году она некоторое время жила в Париже вместе с Миррлиз , но затем они вернулись в Лондон, где в 1928 году Харрисон умерла от лейкемии .