Interested Article - Давид и Ионафан (картина Рембрандта)

Давид и Ионафан ( нидерл. David en Jonathan ) — картина Рембрандта , написанная в 1642 году. Входит в коллекцию Эрмитажа . Была куплена в 1716 году в Амстердаме для Петра I , став первым привезённым в Россию произведением нидерландского художника.

Картина была написана художником в период его большой популярности. Однако недавние смерть жены и судебный процесс подорвали его благополучие. Картина несёт исповедальный характер.

История картины

Рембрандт неоднократно обращался к теме библейской истории о Давиде и Ионафане в своих рисунках. Первый из таких рисунков датируется 1632—1633 годами и хранится в Институте изящных искусств Барбера в Бирмингеме ; второй, выполненный в 1640—1642 годах, находится в Гравюрном кабинете в Берлине ; ещё один вариант 1643—1644 годов — в Лувре ; другой 1650 года — в (англ.) . Есть и иные графические работы. Варианты коленопреклонённого Давида многие исследователи относят к более раннему сюжету — клятве Давида и Ионафана. К картине наиболее близок рисунок 1643—1647 годов из Рейксмюсеума в Амстердаме . Последний современные исследователи относят к карандашу ученика Рембрандта Фердинанда Бола .

Давид и Ионафан. 1632—1633 гг..
Институт изящных искусств Барбера , Бирмингем .
Давид и Ионафан. 1643—1644 гг.
Лувр , Париж .
Давид и Ионафан. 1650 год. Музей
Школы дизайна Род-Айленда, Провиденс
Давид и Ионафан. 1643—1647 гг.
Рейксмюсеум , Амстердам

Идентификация картины

В России картина экспонировалась как « Возвращение блудного сына »: «Встал [блудный сын] и пошел к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.» ( Лк. ). Потом как «Примирение Исава и Иакова »: «И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]» ( Быт. ). Позднее как «Примирение Давида с Авессаломом »: «И позвал царь [Давид] Авессалома; он пришел к царю, [поклонился ему] и пал лицем своим на землю пред царем; и поцеловал царь Авессалома» ( 2 Цар. ) .

Только в 1925 году немецкий искусствовед (нем.) наконец открыл, что картина является сценой прощания Давида с Ионафаном. Он указал на наличие в правом нижнем углу колчана со стрелами, которыми согласно библейской легенде царевич подавал своему другу сигнал, а также большой камень, около которого они встретились: «И сказал ему Ионафан: завтра новомесячие, и о тебе спросят, ибо место твое будет не занято; поэтому на третий день ты спустись и поспеши на то место, где скрывался ты прежде, и сядь у камня Азель ; а я в ту сторону пущу три стрелы , как будто стреляя в цель; потом пошлю отрока, говоря: „пойди, найди стрелы“; и если я скажу отроку: „вот, стрелы сзади тебя, возьми их“, то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет; если же так скажу отроку: „вот, стрелы впереди тебя“, то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь» ( 1Цар. ); «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился [Ионафану]; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более» ( 1 Цар. ) .

В 1957 году советский искусствовед В. Ф. Левинсон-Лессинг в подтверждение сюжета прощания Давида с Ионафаном указал, что смущавшие многих исследователей царские одеяния, неприличествующие по статусу Давиду, объясняются их дарением Ионафаном чуть ранее: « И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал её Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой.» ( 1 Цар. ). Кроме того, Левинсон-Лессинг обнаружил документ, согласно которому на аукционе 1716 года была приобретена картина под названием «Давид и Ионафан». Кроме того, некоторые исследователи указывают, что справа читается вход в убежище, в котором прятался Давид .

Сюжет картины

Сюжет картины относится к Ветхому завету ( 1 Цар. 1Цар. ). Давид был близким другом Ионафана, сына израильского царя Саула . Саул подозревал Давида в посягательстве на свою власть. Поэтому царь замыслил убить Давида. Но когда Ионафан узнал о намерениях своего отца, он предупредил Давида об опасности и посоветовал ему убежать. На картине изображена их последняя встреча и прощание. Иерусалим изображен сверкающим на левом фоне, колчан стрел у ног Давида интерпретируется как оружие, которое Давид дал Ионафану после победы над Голиафом (Первая книга Царств 18: 1-4).

Описание картины

Интерпретация картины

Литература

  • Топоров В. Н. . Фигура-функция «свидетеля» у Рембрандта (несколько соображений) // Введение в храм: сборник статей / под ред. Л. И. Акимовой. — М. : Языки русской культуры, 1997. — С. 344—365. — 800 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0008-4 .

Примечания

  1. , с. 357.
  2. (нидерл.) . Rijksmuseum . Rijksmuseum. Дата обращения: 17 марта 2020. 18 января 2020 года.
  3. , с. 355.
  4. , с. 355—356.
  5. , с. 355—357.

Ссылки

Источник —

Same as Давид и Ионафан (картина Рембрандта)