Национальный музей футбола
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоханан бар-Наппаха или бен-Напха ( др.-евр. ר׳ יוחנן בר נפחא ; род. в Сепфорисе , Галилея, в последнюю четверть II века; ум. в Тивериаде в 279 году) — палестинский учёный ( амора второго поколения) и проповедник . Обычно его цитируют « Рабби Иоханан », порой приводится только прозвище « бар-Наппаха » («сын кузнеца»), и никогда не упоминается его полное имя .
Сам Иоханан считал себя родом из колена Иосифа , но не знал ни отца, ни матери. Они умерли, когда он был ребёнком, а воспитал его дед.
Первыми его учителями были последние таннаи или полутаннаиты Яннай (Jannai), и . Очень недолго он слушал лекции Иехуды ха-Наси (Рабби). У рабби Ханины он изучил толкование Библии, за исключением кн. Притч и Екклесиаста , и вероятно, медицину, в которой был очень сведущ .
Он не давал преимущества « хаберу » (строго соблюдавшему предписания Торы ) перед « ам ха-арецом » и лицом свободомыслящим. Поэтому он пользовался всеобщим уважением и любовью .
В Сепфорисе Иоханан начал выступать перед народом в качестве проповедника . Его речи привлекали много слушателей, и его бывший учитель рабби Ханина имел удовольствие видеть славу своего ученика.
Незадолго до смерти Ханины Иоханан переселился в Тивериаду , не желая причинить неприятности своему учителю, с которым расходился во мнениях относительно некоторых частностей ритуала .
В Тивериаде он основал собственную школу, которая скоро привлекла много учеников; между ними были прославившиеся впоследствии , , , Элеазар бен-Педат , , и . Сам Иоханан получил широкую известность.
Продолжал дружить со своим учителем . Когда последний основал свою школу в Кесарие , Иоханан часто приезжал туда из Тивериады .
Иоханан признавал авторитет одного только Рава (Аббу Арика) . Находясь с ним в переписке, он всегда адресовал ему: «Нашему учителю в Вавилонии ». По смерти Рава (247 год), адресуя письма к товарищу последнего, Самуилу, он уже писал: «Нашему коллеге в Вавилонии». Получив от него календарь с вычислениями на 60 лет, Иоханан стал относиться к нему, как к хорошему математику, и только по получении целой серии разъяснений закона он воскликнул: «Я снова имею учителя в Вавилонии!»
Одна из легенд о нём рассказывает, что было у него 10 сыновей. Все они умерли при его жизни. Отец сохранил сустав пальца десятого сына. Если кто роптал на свою судьбу, Иоханан показывал ему кость, говоря: «Вот кость моего десятого сына» . Сам Иоханан, однако, долго не мог утешиться по смерти своего шурина Реш-Лакиша .
Подвергнув строгой критике Мишну , Иоханан вынес заключение, что Иехуда ха-Наси (Рабби) ввёл в неё некоторые противоречия. Он отверг поэтому многие галахи и отдал предпочтение « барайтам », которым учили его учителя Хия и Ошаия. Иоханан установил ряд правил и указаний, чьим мнением следует руководствоваться в случаях разногласия между таннаями . Многие из этих положений поныне авторитетны у изучающих Талмуд . В период гаонов они были собраны в одно целое под заглавием «סדר ,תנאים ואמוראים», или сокращенным — «סהו״א», что приписывается и относится к IX веку .
Позднейшие талмудисты, встречая его имя так часто в Гемаре , стали приписывать ему составление палестинской Гемары , оформленной столетием позже .
Ему же приписывали неправильно и Мидраш к Псалмам .
В религиозных решениях Иоханан был свободомыслящим, разрешая изучение греческого языка , употребление фигур для украшения стен и эмиграцию из Палестины при известных условиях .