Китаенко, Дмитрий Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Гео́ргиевич Миндиашви́ли ( груз. დიმიტრი გიორგის ძე მინდიაშვილი ; 4 июня 1933 , Тбилиси , СССР — 24 мая 2021 , Красноярск ) — советский и российский спортсмен , мастер спорта СССР по вольной борьбе, тренер , советник губернатора Красноярского края по физической культуре и спорту, президент Красноярской краевой федерации вольной борьбы. Герой Труда Российской Федерации (2020).
Заслуженный тренер СССР , РСФСР и Республики Грузия, заслуженный работник физической культуры РСФСР , республик Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия и Дагестан, заслуженный работник физической культуры и спорта Красноярского края. (2011), Почётный гражданин Красноярского края (2013). Доктор педагогических наук (1996), академик Российской академии образования (2011; член-корреспондент с 2004). Действительный член Балтийской и Петровской педагогических академий, Международной академии интеграции науки и бизнеса, Международной академии науки, образования, индустрии и искусств США, Грузинской академии национальных и социальных отношений, Международной академии туризма.
В качестве тренера участвовал во всех летних Олимпийских играх с 1972 по 2008 годы (за исключением 1984 года, когда СССР бойкотировал Олимпиаду). Известен как тренер олимпийских чемпионов Ивана Ярыгина и братьев Сайтиевых — Бувайсара и Адама .
Скончался 24 мая 2021 года после продолжительной болезни . Похоронен в Красноярске на Аллее славы кладбища «Бадалык».
Родился в семье офицера внутренних войск Георгия Миндиашвили, который после увольнения из армии работал директором на местном рынке. В 1937 году его репрессировали по политической статье и отправили в Архангельск. В 1939 году Георгий Миндиашвили попросился на советско-финскую войну, а в 1941-м ушёл добровольцем на фронт Великой Отечественной, пройдя её до конца с ранением и контузией. Его жена, Анна Миндиашвили, ушла на войну медсестрой, оставив четверых детей родителям мужа .
Юный Мито Миндиашвили вместе с братьями Гиви и Иосифом, а также сестрой Мэри воспитывался дедом Иасе и бабушкой Нино в древней Кахетии. Позже он вспоминал, что их воспитывали в строгости и трудах, но никогда не унижали — это отложилось на характере Мито.
До 1947 года учился в местной школе, после чего ушёл в чабаны, вдохновившись творчеством Александра Казбеги . При этом его родные и учителя были против такого поступка, однако подросток настоял на своём . Миндиашвили быстро освоился на новом месте и заслужил уважение более опытных пастухов.
Работу чабаном пришлось оставить из-за несчастного случая: когда Мито гнал овец в загон, рядом с ним ударила молния. Он чудом остался жив, проведя двое суток без сознания. После выписки из больницы врачи рекомендовали ему покой, и он вернулся в деревню, где окончил восьмилетнюю школу. После этого работал помощником шофёра .
В 1952 году призван в армию. Служил в ракетной части в Астрахани, был командиром отделения, замкомандира взвода и старшиной автороты. В годы службы к Миндиашвили пришёл первый спортивный успех — он стал чемпионом Туркестанского военного округа по поднятию тяжестей. Позже его переведут в Казахстан, где он примет участие в испытании водородной бомбы .
После демобилизации в 1955 году переехал в Сибирь, где работал шофёром на строительстве железнодорожной трассы «Абакан — Тайшет». Спустя год перебрался в Красноярск. Будучи шофёром, Миндиашвили участвовал в двух крупных стройках Сибири: возведении Красноярской ГЭС и Коммунального моста через Енисей в черте Красноярска .
— В строительстве Коммунального моста участвовал от и до, перемычку с нуля отсыпал. Заливал раствором опоры, которые мы называли «быками». Всю зиму работали, а весна ранняя тогда случилась. Лёд уже тонкий, и мы катастрофически не успевали. Если бы так и не успели, миллионы рублей в прах бы превратились. Нас пригласили в горком комсомола, сказали: «Ребята, нужен подвиг». И мы круглые сутки возили. С открытыми дверцами над пропастью, ухнул бы многотонный грузовик вниз — и всё. Успели вовремя .
Параллельно с работой серьёзно занимался борьбой на базе спортивного общества «Пищевик», где его тренером был Анатолий Солопов.
В 1957 году Миндиашвили выиграл чемпионат Красноярска по вольной борьбе, а спустя год стал сильнейшим борцом края и занял четвёртое место на чемпионате СССР. Это дало ему звание мастера спорта по вольной борьбе — первое в истории Красноярского края. Однако в дальнейшем он не преуспел как спортсмен, хотя и вызывался в различные сборные.
Начиная с 1958 года, Миндиашвили на добровольных началах работает тренером по вольной борьбе в ДСО «Труд». Спустя несколько лет работы его ученики успешно выступают на чемпионатах Сибири и Дальнего Востока. Чтобы развиваться в этом направлении, молодой тренер поступает в Красноярский государственный педагогический университет, который заканчивает в 1964 году.
В 1968 году на чемпионате СССР в Риге ученики Миндиашвили завоевали сразу четыре медали. Чемпионом страны среди юниоров стал 21-летний Иван Ярыгин. Серебряные медали в своих весовых категориях завоевали Михаил Шалыгин, Михаил Антошин и Владимир Челноков.
В 1970 году Миндиашвили входит в штаб сборной СССР по вольной борьбе как старший тренер. Спустя два года его воспитанник Ярыгин впервые в истории Красноярского края станет олимпийским чемпионом, а на Олимпиаде-1976 повторит успех.
В 1973 году Миндиашвили стал инициатором создания первой за Уралом школы высшего спортивного мастерства по борьбе. В 1993 году ШВСМ получила его имя, а в 2009 году была преобразована в Академию борьбы имени Миндиашвили.
Имя Дмитрия Миндиашвили и Ивана Ярыгина крепко связаны между собой. Под руководством Дмитрия Георгиевича Иван, бывший футболист и работник мясокомбината, стал олимпийским чемпионом. Миндиашвили считал его сыном и писал: « После нескольких напряженных лет работы по созданию фундамента вольной борьбы в крае, поиска и отбора борцов, способных выступать в соревнованиях высокого ранга, для меня пробил гонг. Судьба подвела и поставила рядом со мной мальчика, имя которого уже никогда не вычеркнуть из истории мирового спорта » .
Гибель Ярыгина в 1997 году Миндиашвили переживал очень тяжело. В одном из интервью он сказал:
— Мой самый любимый и талантливый ученик — Ванечка Ярыгин. Второй такой вряд ли когда будет. Он живет в моем сердце как ученик, как сын и как младший брат .
В начале 1970-х годов Миндиашвили получил приглашение на работу в родной Грузии. Вместе с семьёй переехал в Тбилиси, где открыл тренерскую школу. Однако после двух лет работы вернулся в Красноярск .
После победы Ивана Ярыгина на Олимпиаде-1972 Миндиашвили вместе со своим воспитанником мог уехать в Киев, где им предлагали две квартиры в доме на Крещатике. Однако они отказались от этого предложения. С тех пор Дмитрий Георгиевич постоянно жил и работал в Красноярске.
Позже он вспоминал:
— Ваня получил письмо за подписью первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Украины Щербицкого. Там были подписи многих чемпионов, а еще было написано: «Уважаемый Иван Сергеевич Ярыгин, мы приглашаем вас на постоянное место жительство в Киев и предлагаем бывшую квартиру Сергея Бондарчука». План квартиры был расписан, 500 рублей — заработная плата. Тогда это считалось большой зарплатой. Я говорю: «Ну что, Ваня, надо ехать. Такие условия предлагают». Он на меня так посмотрел — первый раз в жизни он так на меня посмотрел вообще — порвал письмо, выбросил и сказал: «Давайте сделаем такую школу, чтобы к нам приезжали люди, а не у нас забирали». Так и получилось .
За пару лет до Олимпиады-2000 в Сиднее Дмитрий Миндиашвили и его воспитанник Адам Сайтиев серьёзно поругались. Этот конфликт шокировал борцовскую общественность: считалось, что у кавказцев не может быть неуважения к старшим в принципе. Молодой борец попал под угрозу отчисления из сборной России.
Миндиашвили, несмотря на обиду, нашёл в себе силы не исключать парня из команды. Когда ситуацию обсуждали на тренерском совете, он позвонил из Красноярска и сказал: « Не трогайте его, простите. Мы всё выясним с Адамом сами ».
Позже Наталья Ярыгина, которая была очень близка к семье тренера, вспоминала:
— Дмитрий Георгиевич был очень сильно обижен. Но сумел отодвинуть эту обиду на второй план, потому что понимал: это та самая ситуация, когда парню можно в один момент либо навсегда сломать жизнь, вышвырнув его из спорта, по сути, на улицу, либо дать ему дорогу в будущее, сохранить его для борьбы. Так и получилось .
В 1992 году в Красноярском государственном педагогическом институте под научным руководством доктора биологических наук, профессора и кандидата педагогических наук В. В. Нелюбина защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Управление процессом формирования стато-кинетической устойчивости квалифицированных борцов» (специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры); официальные оппоненты — доктор педагогических наук, профессор и кандидат педагогических наук, доцент В. А. Вишневский; ведущее учреждение — Челябинский государственный институт физической культуры .
В 1996 году в Санкт-Петербургской академии физической культуры защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук по теме «Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов: теория и практика» (специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры) .
Является автором двух энциклопедий, шести книг и более 25 научных работ:
Почётный профессор КГПУ им. В. П. Астафьева (2008).
Член Союза журналистов России.
В академии у Дмитрия Миндиашвили занимался будущий мэр Красноярска и депутат Государственной думы Пётр Пимашков .
Состоял в КПСС, был членом пленума красноярского горкома партии. Называл себя политическим «однолюбом», говорил, что был и остаётся коммунистом. При этом, по его словам, ему предлагали вступить в КПРФ, однако он отказался . Считал, что между десятью заповедями Бога и коммунизмом нет особой разницы.
— А что ближе для земных людей — рай, о котором все говорят, или светлое будущее? <…>. Светлое будущее зависит от каждого из нас. Коммунистом не может быть вор, обманщик и предатель. У него должно быть чистое сознание. Перефразирую слова Антона Павловича Чехова: «У человека всё должно быть чисто: и лицо, и мысли, и одежда, и совесть». Чисто, потому красиво! Только такие люди могут быть членами коммунистического общества. Так что я не исключаю, что есть рай. Во всяком случае, мне оттуда не звонили. Светлого же будущего может достичь любой честный, нормальный человек .
На один из первых турниров в новой ШВСМ пригласил митрополита, чтобы тот освятил соревнования. После этого Дмитрию Миндиашвили пригрозили исключением из партии. На это он ответил: «Не вы меня принимали, не вам меня исключать» . Остро переживал распад СССР, считая это событие самой большой политической катастрофой ХХ века. Особенное неприятие у Д. Г. Минидиашвили вызывали периодически возникавшие обострения отношений между Россией и Грузией. До самой своей смерти был уверен в том, что рано или поздно отношения между этими государствами нормализуются и станут союзническими. По его мнению, без поддержки России Грузия обречена на утрату своей самобытности и самодостаточности.
Прапрапрадед, по словам Миндиашвили, воевал с Наполеоном .
Дед — Иасе Миндиашвили, до революции был деревенским старостой, которого лично утверждал царский наместник Грузии. После 1917 года работал в колхозе, продолжал трудовую деятельность до глубокой старости. Бабушка — Нино Миндиашвили.
Отец — Георгий Иасеевич Миндиашвили, офицер внутренних войск, подполковник, после демобилизации работал директором тбилисского рынка. В 1937 году репрессирован и сослан в Архангельск. Участник Советско-финской и Великой Отечественной войн, был ранен и контужен. Мать — Анна Александровна Миндиашвили (Мадинашвили), в годы войны работала медсестрой.
Жена — Тамара Михайловна Миндиашвили (1936), уроженка Кемерово, окончила техникум советской торговли, работала в механизированной колонне в Казахстане. Там же познакомилась с Дмитрием Миндиашвили, который ради неё переехал в Сибирь.
Дети: сын Валерий (1957) — чемпион РСФСР по вольной борьбе, выпускник юридического факультета Красноярского государственного университета , профессиональный юрист, бывший первый заместитель прокурора Сочи . Дочери Элико (1961), Нино (1969), Лиана (1971).
Внуки: Ираклий, Тамрико, Сандро, Георгий, Дмитрий, Тамара, Екатерина, Александр.
Есть три правнучки и правнук.
В марте 2020 года, когда была объявлена пандемия COVID-19 , Дмитрия Миндиашвили изолировали от внешнего мира: он всё время находился в отдельной комнате. Сидя без работы, он сильно сдал. На этом фоне у него развился лейкоз . Золотую звезду Героя Труда он получил в больнице, где находился на плановом лечении — прилететь в Москву он не смог .
Дмитрий Миндиашвили умер 24 мая 2021 года в Красноярской краевой клинической больнице в 11 часов 26 минут по местному времени. Официальной причиной стала пневмония . Перед смертью несколько дней находился в реанимации. В те дни шла подготовка к очередному турниру Гран-при «Иван Ярыгин», и Миндиашвили, ненадолго придя в себя, спросил у сына Валерия: «Как там в зале? Как проходит подготовка к турниру?». По некоторым данным, это были его последние слова в жизни .
Соболезнования семье и близким Дмитрия Георгиевича выразили президент России Владимир Путин , губернатор Красноярского края Александр Усс , а также многие спортивные деятели и его воспитанники и ученики . На церемонию прощания пришли несколько тысяч жителей Красноярска.
Похоронен 27 мая 2021 года на аллее славы красноярского кладбища «Бадалык».
В декабре 2021 года в Красноярске прошёл первый всероссийский турнир по вольной борьбе памяти Дмитрия Миндиашвили. Планируется сделать его регулярным .