Кашликов, Кирилл Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Кири́лл Григо́рьевич Стеце́нко ( укр. Кири́ло Григо́рович Стеце́нко , 12 [24] мая 1882 года , с. Квитки , Киевская губерния , Российская империя — 29 апреля 1922 года , Веприк , Киевская область , Украинская ССР , СССР ) — украинский композитор , хоровой дирижёр , музыкальный критик , а также педагог и священник . Отец Вадима Стеценко .
Родился в селе Квитки на Киевщине в многодетной семье маляра -самоучки . От отца будущему композитору передались способности художника , а от матери и сестер — любовь к музыке. Так народная песня и рисование с детства вошли в его жизнь, и до последних дней он остался верным этому выбору. С 1892 года учился в рисовальной школе М. Мурашко и Софийской духовной бурсе в Киеве . С 1899 года пел в хоре Николая Лысенко , в котором позже был помощником дирижёра .
В 1903 году окончил Киевскую духовную семинарию и до 1907 года учился в Музыкально-драматической школе Николая Лысенко у Григория Любомирского . В 1907 году был арестован за участие в общественной деятельности и выслан в Александровск-Грушевский . В 1908 году вернулся из ссылки и преподавал вокал в Белой Церкви и .
В 1911 году выучился на священника и получил парафию на Подолье . С 1917 года работал в Киеве в музыкальном отделе Министерства Образования . Организовал Первый киевский народный хор, две путешествующих капеллы, на основе которых впоследствии возникла капелла « Думка ». Также, совместно с Кошицем , основал , с которой он путешествовал по Украине и за рубежом. В 1921 году вновь на парафии в селе Веприке на Киевщине, где и умер.
В своём творчестве и деятельности Стеценко был продолжателем национального направления украинской музыки, которое было начато Николаем Лысенко . Его искусство, адресованное простому народу, всегда было связано со словом : он отдавал преимущество хоровым , вокально -инструментальным, оперным жанрам, музыке к театральным представлениям и обработкам народных песен.
Всю свою жизнь посвятил делу музыкального образования. Творчески одарённый человек, тонкого художественного мировоззрения , Кирилл Стеценко занял особенное место в истории украинской музыки как композитор , который суммировал достижение своих предшественников, но в то же время открыл новые пути развития музыкального искусства Украины послеоктябрьского периода.
Своеобразная красота музыкального высказывания в сочетании с приёмами и техникой, присущими композиторам новой генерации XX века , заключалась в использовании народно-песенных мотивов, которые не «цитатно зафиксированы», а оригинально-авторски вплетались в канву его произведений. В первых обработках народных песен, изданных в репертуарном сборнике для семьи и школы «Эхо» вместе с высокохудожественными обработками Н. Лысенко , А. Кошица и Н. Леонтовича , уже ощутимо воплотили особенности индивидуального стиля Стеценко.
Репертуар композитора в разные периоды его жизни пополнялся произведениями патриотически возвышенного характера с опорой на интонации революционных песен (хоры «Завещание» и музыку к поэме « Гайдамаки » на слова Т. Шевченко , «Сон» на стихотворение П. Грабовского ). Композитор стремился к воссозданию в кантатах и хоровых поэмах важных событий из народной жизни (кантата «Соединяемся» на стихотворение И. Франка , поэма «Рано утром новобранцы» на стихотворение Т. Шевченко ).
В его творчестве важное место занимают соло-пения (свыше 30) на слова Тараса Шевченко , Ивана Франка , Леси Украинки , Александра Олеся и других. Многогранна и хоровая музыка Стеценко: церковные произведения (две литургии , панихида ), кантаты , хоры , а капеллы , обработки украинских народных песен. Музыка к пьесам («Сватанье на Гончаровке» Григория Квитки-Основьяненко , «О чём тырса шелестела» Спиридона Черкасенко, «Бывальщина» А. Велисовского), оперы (не законченные «Пленница», «Кармелюк»), драматическая сцена « Ифигения в Тавриде» по драме Леси Украинки , музыка к поэме Т. Шевченко «Гайдамаки», детские оперы («Ивасик-Телесик», «Лисичка, котик и петушок»). Стеценко — автор школьных песенников.
Особенно нежно красота его музыки раскрывается в поэтических и лирических произведениях, связанных с воспеванием природы и изображением внутренних чувств человека. К. Стеценко был мастером прозрачных красок, светлой и лёгкой, будто «акварельной» зву́кописи (хоры «Всё жило», «Вёснушка-весна» и «То была тихая ночь» на текст Леси Украинки ).
Высокое общественное признание композитор снискал как автор церковной музыки. Наивысшими его достижениями считаются «Литургия Св. Иоанна Златоуста», «Всенощная» и «Панихида», посвященная памяти Н. Лысенко. Кирилл Стеценко прошёл путь от учителя гимназии и регента хора духовной семинарии до священника. Он всегда нёс к людям понимание красоты и добра — того, которое даёт настоящее искусство.
На родине композитора в селе Квитки и в селе Веприк , где он похоронен, существуют мемориальные музеи (см. ). В Киеве и Львове его именем названы улицы.