Interested Article - Канцырева, Клавдия Ивановна

Кла́́вдия Ива́́новна Ка́́нцырева (1847 — ?) — русская балерина , артистка Петербургского императорского театра .

Биография

Клавдия Канцырева родилась в семье крепостных в Санкт-Петербурге 25 февраля ( 9 марта ) 1847 года . В 1855 году получила вольную и вскоре была принята в Санкт-Петербургское театральное училище .

Выходить на сцену в небольших балетных партиях начала ещё будучи учащейся, и в 1861 году её работу в балетном фрагменте оперы « Руслан и Людмила » пресса впервые отметила начинающую танцовщицу, ещё воспитанницу училища.

В 1866 году она завершила обучение и была принята в петербургскую балетную труппу императорских театров на амплуа деми-характерной танцовщицы. Дебютировала в роли Лизы в « Тщетной предосторожности », где её партнером стал П. А. Гердт .

Уже на следующий год после её поступления на балетную сцену хореограф Артур Сен-Леон поручает ей роль Золотой рыбки в своем новом балете « Золотая рыбка » на музыку Пуни . Балерина Екатерина Оттовна Вазем в своей мемуарной книге «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867—1884». вспоминала об этой постановке: балет ставился специально для итальянской гастролерши в главной партии Гали, но современной критикой отмечена была другая танцовщица — Клавдия Канцырева в партии Золотой рыбки. Однако сам спектакль критика посчитала провальным, что поддерживает и Екатерина Вазем в своей книге: «… публика его как будто не очень любила, и в дни его представлений зал пустовал». И балет скоро был снят с репертуара.

После 1870 года балерина часто болела, что приводило к срывам или заменам спектаклей — а этого дирекция императорских театров крайне не одобряла. В результате Клавдия Канцырева была переведена из солисток в кордебалет , а в 1880 году уволена по болезни на пенсию. О дальнейшей её судьбе ничего не известно.

Партии, в которых танцевала К. Канцырева

  • Лиза (« Тщетная предосторожность »)
  • Золотая рыбка (« Золотая рыбка », партия создана специально для К.Канцыревой, 1867, композитор Л.Минкус , балетмейстер А.Сен-Леон ),
  • Лизетта («Парижский рынок», 1867 ),
  • Тереза («Сирота Теолинда, или Дух долины», музыка Пуни , балетмейстер А.Сен-Леон),
  • Джанина («Наяда и рыбак» Ж.Перро );
  • Клития («Царь Кандавл», партия создана специально для К.Канцыревой, 1868, балетмейстер М. И. Петипа ),
  • хореографическая идиллия («Пастух и пчёлы», партия создана специально для К.Канцыревой, балетмейстер А.Сен-Леон ),
  • крестьянка Фан-Сун («Лилия», партия создана специально для К.Канцыревой, 1869, композитор Л.Минкус , балетмейстер А.Сен-Леон ).

Балетная энциклопедия отмечает: «Танцам К. была присуща изящная игривость, задор и юмор» .

Примечания

  1. . Дата обращения: 23 апреля 2010. 12 марта 2010 года.
  2. . Дата обращения: 23 апреля 2010. 11 июня 2008 года.

Литература

  • Вазем Е. О. , Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867—1884, Л.-М., 1937;
  • Красовская В. М. , Русский балетный театр второй половины XIX в., Л.-М., 1963. .

Ссылки

Источник —

Same as Канцырева, Клавдия Ивановна