Изотова, Галина Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Гали́на Серге́евна Ме́зенцева (род. 8 ноября 1952 , Ставрополь , Куйбышевская область ) — балерина , балетный педагог, звезда русского и мирового балета. Народная артистка РСФСР ( 1983 ).
Галина Мезенцева родилась 8 ноября 1952 года в Ставрополе (ныне Тольятти Самарской области ). С детства занималась танцами. С девяти лет серьёзно занялась балетом. В 1970 году окончила ЛАХУ имени А. Я. Вагановой по классу педагога Н. В. Беликовой , после чего занималась в классе усовершенствования у педагога Е. В. Ширипиной .
По окончании обучения была принята была в ЛАТОБ имени С. М. Кирова , где начинала работу в кордебалете, постепенно с годами став солисткой и ведущей балериной. В театре её педагогом-репетитором стала О. Н. Моисеева . В 1990 — 1994 годах работала приглашённой балериной в ( Глазго ). Работала приглашённой балериной в самых различных балетных труппах мира. Также занимается преподаванием балетного искусства. Живёт в США , часто бывает в Лондоне .
Образы, созданные Галиной Мезенцевой, незабываемы:
Уникальные внешние данные — удлинённые линии рук и ног, особая хрупкость облика, как бы предназначенные для создания образов романтической хореографии, дополнялись музыкальностью, редкой способностью к импровизации, высочайшим уровнем артистизма. Лучшие партии: фея Сирени , Одетта , Никия . Особое место в репертуаре балерины занимали Жизель и Эсмеральда .
— И.В.Ступников
Западная пресса отзывается о таланте Мезенцевой таким образом, что она — последняя величайшая русская балерина, представляющая эстетику классического петербургского стиля, которая на Западе уже практически не существует вообще, а в России — тоже начинает исчезать.
— М.Николаева
На третий сезон работы в театре, в 1973 году , начинающая балерина впервые дебютировала в сложной партии Одетты—Одиллии в балете « Лебединое озеро » П. И. Чайковского , которую потом танцевала на протяжении многих лет и которая была впоследствии запечетлена на видео. Вот как оценивала критика эту работу балерины:
Мезенцева не просто отличалась от всех. По складу дарования она могла быть причислена к высшей петербургской балетной «аристократии». Некоторые погрешности дебютного исполнения не мешали оценить изысканную красоту и одухотворённость новорождённой балерины, ощутить незаурядность её личности. Масштаб этой личности прежде всего сказывался в понимании сути балета и собственной роли. Одетта представала у Мезенцевой героиней романтической трагедии. Сказочная дева-лебедь с гордым достоинством принимала выпавшую ей судьбу. Встреча с принцем искушала несбыточными надеждами, но исход событий для этой Одетты был предрешён. В знаменитом адажио с принцем Мезенцева танцевала не зарождающуюся любовь, но скорбную исповедь, притом не допускала ни капли чувствительности и не ждала ответного сочувствия. Лицо танцовщицы было едва ли не бесстрастным, а в пластике отсутствовали почти непременные для иных исполнительниц интонации нежности и печали. Певучесть линий, патетика воздушных взлётов не отменяли настороженной «закрытости» героини. Танец же был столь академически строг и совершенен по форме, столь благороден по строю чувств, что Лебедь Мезенцевой воспринималась олицетворением Красоты.
Музыка Чайковского, подчиняясь романтическому сюжету, предписывала Одетте гибель в столкновении с силами зла. Иначе и быть не могло, когда волю этих сил вершила Одиллия Мезенцевой. Её ослепительная Одиллия кружила по сцене чёрным смерчем, ни на минуту не теряя контроля за происходящим, а добившись цели, скрывалась столь же стремительно, как появилась.
Невольное предательство избранника Одетта Мезенцевой переносила стоически. Последнее адажио с принцем звучало как прощание навек, но и здесь балерина исключала сентименты, лишь иногда задерживала взгляд на партнёре, пристально всматриваясь в его лицо. Но линии танца были всё так же идеально чисты, взмахи рук-крыльев царственно-величавы, арабески стрельчатых «готических» очертаний — фантастически прекрасны. Не оттого ли, вопреки драматизму ситуации, Одетта Мезенцевой не выглядела жертвой, а, как и прежде, героиней лебединого мира? Да и могла ли покинуть этот волшебный мир его живая душа — Одетта?
— О.Розанова
За годы работы в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова Галина Мезенцева исполнила обширный классический и современный репертуар: Жизель , Никия, Раймонда, Сильфида ( «Сильфида» ), «Па-де-катр» ( Мария Тальони ), Повелительница дриад и Китри ( «Дон Кихот» Л. Минкуса ), Аврора и фея Сирени ( «Спящая красавица» П. И. Чайковского ), Маша в « Щелкунчике », «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса (хореография М. Фокина ); Мехменэ Бану, Зарема, Эгина, Хозяйка Медной горы, Девушка ( «Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича ).
Галина Мезенцева стала первой исполнительницей партий Эсмеральды ( , 1978 , балетмейстер Р. Пети , впервые в СССР), Нестан-Дареджан (« », 1985 , балетмейстер О. Виноградов ), Маргариты («Мастер и Маргарита» на музыку А. Петрова , балетмейстер Б. Эйфман , 1987 ), Солистки (« », 1989 , балетмейстер Д. Баланчин , впервые в СССР).
Танец Галины Мезенцевой запечатлён в визеозаписях балетных спектаклей ЛАТОБ имени С. М. Кирова «Лебединое озеро», «Жизель», «Па-де-катр», в телефильмах-концертах «Раймонды многоликий образ», «Балерина Галина Мезенцева», и др.
Сыграла главную роль в телефильме «Незнакомка» (1979) по А. А. Блоку .