Илона Сербская
- 1 year ago
- 0
- 0
Сербская философия представляет собой интеллектуальную традицию Сербии.
Подобно другим философским традициям Балканского полуострова она делится на два этапа: дотурецкий и новейший . В дотурецкий период духовная жизнь Сербии развивалась под сильным византийским ( крещение сербов ) и болгарским влиянием ( богомилы ).
Новейший период во многом связан с появлением Белградского университета, где в 1838 году появляется Философский факультет ( серб. Филозофски факултет ). Однако появление самого университета стало возможным благодаря идеям Просвещения, которые на сербской почве внедрял Досифей Обрадович .
В XIX веке в Сербии распространяются революционно-демократические и социалистические идеи ( Светозар Маркович ). Никола Пашич выдвигает концепцию Великой Сербии , а Илия Гарашанин выступает проводником идеи сербской монархии которая призвана возглавить южных славян на Балканах. Сербским адептом югославизма был также Владимир Чорович . А вот Стеван Мольевич считается родоначальником движения четников и автором идеи «Гомогенной Сербии»
Во второй половине XX века сербская мысль находилась в тени хорватской философии в рамках единой югославской традиции . В тот период сербские философы находились под обаянием западного марксизма ( Зоран Джинджич ). Сербским представителем югославской школы праксиса был Михайло Маркович . Важное место в сербской философии занимают идеи мирного сосуществования различных народностей ( Васа Стаич ). Вместе с тем в консервативных кругах популярность получают идеи византизма ( Иустин Попович , Жарко Видович ). Особняком стоит философия Сэйфла Карфошта , концепции которой построены на восточных идеях и ницшеанстве .