Nortel Networks
- 1 year ago
- 0
- 0
Гадулка , гудулка ( болг. гъдулка , гаг. кауш , бесс.-болг. кеменче ) — болгарский смычковый музыкальный инструмент , обладающий мягким флажолетным звучанием. Используется для сопровождения песен и танцев .
Происхождение гадулки связывают с персидской кеманчой , арабским ребабом и средневековым европейским ребеком . Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди кеменче (известной так же как константинопольская лира , политики лира , классическая кеменче ) на которой играют в Греции и западной Турции, а также с критики лира (о. Крит). К родственным инструментам можно так же отнести русский гудок и однострунные балканские гусле .
Корпус из орехового дерева , долблёный грушевидный, шейка широкая без ладов, помимо 3—4 игровых струн, нередко имеется 7—10 резонансовых. В области Добруджа распространён вариант гадулки малого размера без резонансных (симпатических) струн. Верхняя часть корпуса ( болг. глава ) на которой расположены колки ( болг. кокалче ) имеет овальную форму. Основная часть инструмента состоит из цельного куска дерева . Лицевая часть носит название «доска» ( болг. дъска ) или «крышка» ( тур. kapak ) и изготовляется из древесины сосны или ели . Звуковые отверстия имеют характерную D-образную форму. Современные инструменты используют металлические струны, ранее же использовались менее прочные шёлковые или же жильные. В отличие других струнных инструментов гадулка не имеет верхнего порожка под струнами. Струны от колков натягиваются через мостик, расположенный над звуковыми отверстиями, и закрепляются на костяном струнодержателе, который в свою очередь крепится к нижнему штырю. Нижний штырь часто используется для укрепления инструмента во время игры к поясу музыканта. В сравнении со скрипкой схожего размера инструмент более тяжёлый.
В разных районах Болгарии , гадулка отличаются формой, величиной, количеством струн. Настройки так же отличаются- фракийская , добруджанская и другие .
До Второй мировой войны болгарские музыканты в основном играли соло и поэтому точность настройки не была столь актуальна. Однако с течением времени в связи с появлением народных ансамблей возникла необходимость её стандартизации .
Для сольной игры настрой гадулки может варьироваться в зависимости от предпочтения музыканта, но в основном он является квинто-квартовым A м E 1 A 1 (тракийский строй) . Резонансные струны настраиваются хроматически (си-до#-ре-ми-фа#-соль-соль#-ля-си-до).
« Флажолетным » способ игры на гадулке и конструкцией смычка – луковидного, со слабым натяжением волоса,обеспечивает мягкое негромкое звучание инструмента .