Власенко, Маркел Демидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Пантеле́й Деми́дович Пя́нда ( Пенда ) — русский землепроходец XVII века, открывший в 1623 году реку Лену .
Сведений о личности Пянды имеется очень мало. Его записи («скаски») не сохранились, а вся информация о нём собрана в середине XVIII века историком Г. Ф. Миллером . Внимание историков к его личности привлёк известный исследователь Сибири А. П. Окладников . Не существует достоверных сведений ни о его настоящем имени, ни о месте рождения и смерти, ни о судьбе до и после похода на Лену. Наиболее вероятно, что Пянду звали Демидом Софоновичем. По другой версии — Пантелеем Демидовичем . Вероятно происходил из поморов .
В опубликованной в 1965 году Б. П. Полевым обнаруженной в Государственном архиве древних актов «кабальной» (долговой) записи 1643 года фигурирует Пантелей Демидов Пянда . Эта запись является единственным документальным свидетельством о Пянде (Пенде).
В 1619 году Пянда прибыл из Енисейска в Мангазею . Там он собрал группу в 40 человек и пошёл с ними в Туруханск для скупки пушнины. В то время до русских промышленников в Туруханске от тунгусов (эвенков) стали доходить сведения о большой и богатой пушным зверем реке Елюенэ к востоку от Енисея .
Руководствуясь этими сведениями, в 1620 году Пянда с товарищами выдвинулись на стругах вверх по Нижней Тунгуске . На ней они провели два года, торгуя с местным населением и зимуя в построенных зимовьях. От эвенков Пянда узнал, что рядом с его последним зимовьем на Нижней Тунгуске протекает другая крупная река. Весной 1623 года отряд перешёл Чечуйский волок и достиг реки Лены в районе современного Киренска . Оттуда Пянда начал сплав вниз по реке. Он доплыл до района современного Якутска , где ознакомился с бытом кангаласских якутов , и повернул назад. Вверх по Лене землепроходцы поднялись до района Жигалово , а оттуда перешли на Ангару , по которой спустились в Енисейск.
За время похода Пянда преодолел более 8 тысяч километров ранее не известных речных путей, открыл реку Лену и удобный путь на неё. Всё это стало важными предпосылками для дальнейшего продвижения русских землепроходцев на восток.