Паруса (созвездие)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Алые паруса» — балет В. М. Юровского в трёх актах с прологом на либретто А. В. Таланова по мотивам повести А. С. Грина « Алые паруса » . Балет был впервые поставлен 30 декабря 1942 года в Куйбышеве (ныне Самара ), где находилась в эвакуации труппа Большого театра .
Ночью в прибрежном рыбацком домике Мэри всматривается в бушующее море, ожидая своего мужа Лонгрена. Увидев лодку, она бросается к ней. Однако из лодки выходит не Лонгрен, а лавочник Меннерс, давно проявляющий к Мэри интерес. Отбиваясь от приставаний Меннерса, Мэри падает. Меннерс с ужасом осознаёт, что она мертва. Он снимает с её шеи медальон. К берегу причаливает Лонгрен и набрасывается на Меннерса, но тому удаётся вскочить в свою лодку и оттолкнуть её от берега. Усиливающийся шторм начинает быстро уносить лодку в море. Меннерс бросает на берег канат, надеясь, что Лонгрен спасёт его, однако тот не двигается с места. Лодка Меннерса исчезает. Из дома выходит Ассоль, маленькая дочь Лонгрена. Он берёт её на руки и опускается на колени у тела жены .
Проходит десять лет. Лонгрен давно оставил рыбацкое ремесло. Он мастерит детские игрушки около своего дома и как раз заканчивает кораблик с алыми парусами, особенно понравившийся Ассоль. Лонгрен отправляется на рынок, оставив кораблик дочери. Ассоль пускает кораблик в ручей, однако течение начинает уносить его в море. Ассоль бросается за корабликом, но путь ей преграждает сын Меннерса со своей компанией. Они смеются над ней и хлещут прутьями по ногам .
За Ассоль заступается бродячий музыкант-сказочник, выловивший кораблик почти у самого моря. Он говорит Ассоль, что однажды к берегу причалит большой корабль с алыми парусами, за штурвалом которого будет мужественный капитан. Он увезёт Ассоль в далёкую страну. Если верить и ждать, то мечта осуществиться .
Проходит несколько лет. Ассоль становится прекрасной девушкой. Однажды в жаркий летний день она засыпает на цветочной поляне. Капитан Грэй и его боцман Летика идут через лес к морю, намереваясь порыбачить. На обратном пути Грэй замечает Ассоль. Он поражается её красотой. Боясь разбудить девушку, Грэй уходит .
В гавань рыбацкого посёлка входит галеон «Секрет». Капитан Грэй, боцман Летика и остальные члены команды сходят на берег. На площади их радостно встречает толпа, начинаются танцы. Вскоре толпа расходится. Грэй видит Ассоль с корзиной игрушек. Она предлагает лавочнику Меннерсу-младшему купить у неё игрушки, но тот грубо выставляет девушку .
Грэй хочет подойти к Ассоль, но его останавливает музыкант Эгль и рассказывает о её печальной судьбе, а также о её заветной мечте. История Ассоль глубоко поражает Грэя. Он берёт у Эгля кораблик с алыми парусами. На ступень лестницы, где должна пройти Ассоль, он кладёт дорогой перстень. Затем он скупает весь алый шёлк лавке Меннерса и уходит. Ассоль находит перстень и любуется им .
На рассвете Ассоль стоит на вершине утёса и всматривается в море. Она слышит какой-то звук — это сигнал корабельной «морской трубы». Звук становится ближе, и затем Ассоль видит галеон с алыми парусами. Она быстро бежит к берегу. Галеон причаливает к гавани .
Ассоль входит на палубу галеона «Секрет» в сопровождении Летики. Там её встречает Грэй и вся команда. Грэй крепко целует Ассоль. На палубе появляется Лонгрен и благословляет союз Грэя с Ассоль. На корабле также предполагается справить свадьбу Летики и его Невесты. Начинается празднование с танцами. Корабль снимается с якоря и уплывает .
30 декабря 1942 года — Дом культуры им. В. В. Куйбышева в Куйбышеве (ныне Самара ). Балетмейстеры-постановщики А. И. Радунский , , ; художник П. В. Вильямс ; дирижёр Ю. Ф. Файер . Партию Ассоль исполнила И. В. Тихомирнова , Грея — В. А. Преображенский , Летики — А. М. Мессерер . На сцене ДК им. В. В. Куйбышева постановка была показана 15 раз, последняя — 23 июня 1943 года .
5 декабря 1943 года — Большой театр в Москве (сцена Филиала). Балетмейстеры-постановщики А. И. Радунский, Н. М. Папко, Л. А. Поспехин; дирижёр Ю. Ф. Файер. Партию Ассоль исполнила О. В. Лепешинская , Грея — В. А. Преображенский, Летики — А. М. Мессерер . Спектакль прошёл 17 раз, последнее представление — 14 октября 1950 года .
23 апреля 1955 года — Большой театр в Москве (сцена Филиала). Балетмейстеры-постановщики А. И. Радунский, Н. М. Папко, Л. А. Поспехин; художник ; художник по костюмам С. К. Самохвалов; дирижёр Ю. Ф. Файер. По сравнению с предыдущей постановкой из либретто были устранены элементы абстракции и мистицизма. Конкретизировалось время и место действия, были изменены образы героев. Спектакль прошёл 4 раза, последнее представление — 17 января 1956 года .
1964 — Большой театр имени Алишера Навои в Ташкенте. Балетмейстер .
1976 год — Куйбышевский театр оперы и балета в Куйбышеве (ныне Самара ). Балетмейстеры и .
28 мая 1984 года — Музыкальный академический театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве. Хореограф-постановщик Г. А. Майоров ; художник ; дирижёр М. В. Юровский . Партию Ассоль в этой постановке в разное время исполняли М. С. Дроздова , Г. Н. Крапивина , С. И. Смирнова , , . Партию Грея исполняли В. С. Тедеев , В. П. Кириллов , В. В. Лантратов , , . 24 апреля 1989 года в театре произошёл пожар, уничтоживший декарации балета, после чего постановки прекратились .
1985 год — Детский музыкальный театр в Москве. Балетмейстер-постановщик ; художник Э. Г. Стенберг ; дирижёр . Спектакль шёл в театре несколько сезонов подряд .
Дирижёр Ю. Ф. Файер вспоминал :
«Алые паруса» — символ сбывшейся надежды, мечты и пришедшего счастья — появился на сцене куйбышевского Дворца культуры в те дни, когда на Волге, у стен Сталинграда, шла битва, исход которой предопределил грядущую победу в войне. Наш спектакль нёс веру в победу, нёс в ледяной, продутый ветрами зимний город весть о близкой весне, и свыше тысячи зрителей, заполнивших зал, почувствовали ее дыхание… В зале царило то, прекрасное для нас, артистов, настроение зрителей, когда им хотелось верить происходящему на сцене, а спектакль был таков, что эта вера, действительно, возникала.
Композитор Д. Д. Шостакович писал о балете в газете «Правда» :
Музыка В. Юровского талантлива и эмоциональна, даёт богатый материал для танцев, насыщена драматизмом и поэзией. Его мелодии напевны и ярко образны, оркестр колоритен и превосходно звучит. Хорош и его гармонический язык, но он несколько беднее.