Дурново, Иван Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н Никола́евич Хлю́стин (1862, Москва — 1941, Ницца) — артист балета, педагог и балетмейстер русского происхождения. В 1878 году, ещё до окончания Московского императорского театрального училища , был зачислен в московскую балетную труппу императорского театра . Выпустился в 1882 году по классу педагога Густава Легат . С 1886 года — в звании первого танцовщика (в репертуаре: Колен (« Тщетная предосторожность »), Альберт (« Жизель »), Гусарский ротмистр (« »), Коппелиус (« Коппелия ») и других.
С 1893 года участвовал в постановке на сцене московского Большого театра балетов Мариуса Петипа «Корсар» , « », «Привал кавалерии» и других, ставя в них отдельные танцы. В 1895 году участвовал в возобновлении балета « », поставив многие танцевальные фрагменты, при этом на афише его имя не было указано — за что балетмейстер спектакля Хосе Мендес подвергся критике в прессе.
С 1898 года — штатный балетмейстер театра. Будучи в этой должности, перенёс на московскую сцену такие балеты, как «Тщетная предосторожность», «Коппелия», « Раймонда » (как ассистент Александра Горского ), « ». В 1899 году восстановил балет Вацлава Рейзингера « Золушка ».
В 1903 году эмигрировал в Париж, где открыл собственную балетную школу. С 1909 года — хореограф парижской Оперы . В 1911—1914 годах занимал пост директора балета Парижской Оперы, на котором приложил большие усилия к восстановлению сильно упавшего уровня труппы. При нём, отвечая новым веяниям дягилевских « Русских сезонов », произошла реформа сценического костюма — традиционные балетные пачки уступили место костюмам, соответствующим сюжету балета.
Постановки этого периода:
На протяжении почти 20 лет был балетмейстером и педагогом-репетитором труппы Анны Павловой , для которой осуществил постановки балетов « Шопениана », « Спящая красавица », «Раймонда», «Фея кукол», а также поставил собственные оригинальные балеты: «Снежинки» (1911, на музыку из балета « Щелкунчик »), «Последняя песня», «Белое и чёрное», «Египетский балет», «Фрески», «Аджанты», танцевальные номера «Гавот» и «Русский».
После смерти Анны Павловой оставил сцену и поселился на Лазурном берегу, где давал частные уроки балета.