Interested Article - Губайдулина, София Асгатовна

Софи́я Асга́товна Губайду́лина ( тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина ; Sofiya (Saniya) Äsğät qızı Ğobäydullina ; род. 24 октября 1931 , Чистополь , Татарская АССР ) — советский и российский композитор , с 1991 года живёт в Германии . Автор более ста симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1989 ).

Биография

София Губайдулина родилась в городе Чистополе Татарской АССР 24 октября 1931 года. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Фёдоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой . В 1932 году семья переехала в Казань .

В 1935 София поступила в музыкальную школу № 1 имени П. И. Чайковского. С 1946 по 1949 училась в казанской музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у профессора Альберта Лемана , а также по классу фортепиано у Григория Когана . В 1954 году поступила в Московскую консерваторию , класс композиции Юрия Шапорина , а затем Николая Пейко , класс фортепиано Якова Зака . Сталинская стипендиатка . В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина . Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем : «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём» .

В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente ( Живое — неживое , 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая « Вертикаль » (1967), « Маугли » (мультфильм, 1971), « Человек и его птица » (мультфильм, 1975), « Чучело » (реж. Р. Быков, 1983), «Мария — королева Шотландии» (2013). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992 ), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на численные расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной . С 1975 года выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым .

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую « хренниковскую семёрку » — «чёрный список» семи отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении.

В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе . С 1992 года живёт в Аппене под Гамбургом , сохраняя российское гражданство.

Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считала себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами. / смеется /. Получается, что это не достаточно далеко : Гюнтер Грасс говорит, что он живёт в деревне только с одной дорогой.

В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани .

В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почётным гражданином Казани.

В 2013 году 82-летняя композитор участвовала в фестивале «The rest is noise» в Лондоне , посвящённом политике и духовности в искусстве. .

В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени « Конкордия », в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский.

В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.

Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана , где композитор провела свои детские годы.

Оценка творчества

Творчество Губайдулиной стремилось к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно- религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества.

Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.

Сочинения

  • Фацелия , вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957)
  • Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965)
  • Ночь в Мемфисе , кантата для меццо-сопрано , мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968)
  • Рубайят , кантата на стихи Хакани , Хафиза и Хайяма (1969)
  • Пять пьес для домры и фортепиано по мотивам татарского фольклора (1977)
  • Квартет для четырёх флейт (в пяти частях), (1977)
  • De profundis (Из глубины) , пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом
  • Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)
  • Offertorium ( Жертвоприношение ), концерт для скрипки с оркестром (1980/1981/1986), посвящение Гидону Кремеру
  • Et expecto (И чаю воскрешения мёртвых) , соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986)
  • Слышу… Умолкло… , симфония в 12 частях под названием (1986)
  • Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990
  • Из Часослова , кантата на стихи Райнера Марии Рильке , (1991)
  • Теперь всегда снега , кантата на стихи Геннадия Айги (1993)
  • Музыка для флейты, струнных и ударных (1994)
  • Симфония Фигуры времени (1994)
  • Висельные песни (15 песен) на стихи Х. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов ( контрабас , ударные и др., 1996).
  • Ночная песнь рыбы , концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету
  • Кватернион для четырёх виолончелей (1996)
  • , для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000).
  • Пасха по Иоанну , для солистов, хора и оркестра, (2001).
  • «Лира Орфея» , концерт для скрипки, струнных и ударных (2006).
  • «In Tempus Praesens» , второй концерт для скрипки с оркестром, ( 2007 ).
  • So Sei Es ( Да будет так ), камерная пьеса, посвященная Суслину (2013).
  • Über Liebe Und Hass (О любви и ненависти) , для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров и оркестра (на тексты псалмов и молитв на русском, немецком, французском и итальянском) (2015—2016).
  • «Диалог: Я и Ты» , концерт для скрипки с оркестром (2018).
  • «Der Zorn Gottes» (Гнев Божий), для оркестра (2020).

Музыка для кино

Награды и звания

Цитаты

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» ( цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4 ).

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это „женский“ инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что „скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку“, звучат уже несерьёзно» ( цит. из интервью МК 16 февраля 2007 года ).

«Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». ( цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 апреля 2010. 11 января 2012 года.
  2. Холопова В. [yanko.lib.ru/books/music/schnittke-holopova.htm#_Toc40655895 Композитор Альфред Шнитке. — Издат «Аркаим», 2003. — С. 40.] от 3 апреля 2010 на Wayback Machine
  3. Ян Смирницкий. . 3 ноября 2013 года.
  4. Западные источники ошибочно дают другую дату (третьего) замужества Губайдулиной. См. от 16 сентября 2010 на Wayback Machine .
  5. См. об этом книгу В. Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной». — Москва, 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001), глава II.
  6. Stuart Jeffries. (англ.) . The Guardian (31 октября 2013). Дата обращения: 31 октября 2013. 12 ноября 2020 года.
  7. Дата обращения: 31 октября 2013. Архивировано из 2 ноября 2013 года.
  8. (рус.) . Дата обращения: 5 августа 2022. 5 августа 2022 года.
  9. . Дата обращения: 14 июня 2019. 9 июня 2021 года.
  10. Холопова В. [yanko.lib.ru/books/music/schnittke-holopova.htm#_Toc40655895 Композитор Альфред Шнитке. — С. 215] от 3 апреля 2010 на Wayback Machine
  11. . Дата обращения: 26 июля 2022. 25 марта 2022 года.
  12. от 2 января 2014 на Wayback Machine
  13. . Дата обращения: 4 сентября 2022. 4 сентября 2022 года.
  14. . Дата обращения: 7 февраля 2017. 7 февраля 2017 года.
  15. . Дата обращения: 21 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.

Литература

  • Холопова В. Н. , Рестаньо Э. София Губайдулина. — М., 1996. (на ит. яз. — Турин, 1991).
  • Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. — М., 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001).
  • Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М., 2001.
  • Кудряшов А. Ю. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.-сост.: В. Г. Карцовник. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 179—192.
  • Инструментальный театр Софии Губайдулиной // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. — 2011. — № 4 (20). —С. 49-55.
  • «Сад радости и печали» Софии Губайдулиной (о концепции сочинения) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 9: сентябрь — декабрь 2010. — Астрахань: Новая линия, 2010. — С. 28-30.
  • M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. — Stuttgart, 2001.

Ссылки

  • Автор Надежда Сикорская
  • : Интервью газете «Газета», № 229, 2.12.2008.
  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
  • «Sofia Gubaidulina’s orientalism in chamber music» by Razia Sultanova in in Orientality: Cultural Orientalism and Mentality, Volume 1 , Orientalist Museum, Doha, Qatar, 2015
Источник —

Same as Губайдулина, София Асгатовна