Interested Article - Гинзбург, Григорий Романович

Григо́рий Рома́нович Ги́нзбург ( 16 [29] мая 1904 , Нижний Новгород , Российская империя 5 декабря 1961 , Москва , СССР ) — советский пианист . Заслуженный деятель искусств РСФСР ( 1946 ). Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1949 ).

Биография

Родился 16 мая ( 29 мая по новому стилю) 1904 года в Нижнем Новгороде . С 6 лет (после смерти отца) воспитывался в семье А. Б. Гольденвейзера , где начал заниматься музыкой. В 1917 году поступил в Московскую консерваторию (класс А. Б. Гольденвейзера), которую окончил в 1924 году . До 1928 году учился в аспирантуре Московской консерватории у А. Б. Гольденвейзера.

В 1927 году участник Первого Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена , лауреат четвёртой премии . В 1933 году Григорий Коган , характеризуя манеру Гинзбурга, отмечал:

Гинзбург — большой виртуоз. Немало известных пианистов могло бы поучиться у него в этом отношении… Но, говоря как виртуоз, он мыслит как музыкант. Гинзбург — прежде всего музыкант: точная формулировка, совершенное выражение определённых музыкальных мыслей — вот что такое его виртуозность. Виртуозные увлечения, нарушающие логику музыкального мышления, виртуозные эффекты, в угоду которым искажается музыкальный смысл хотя бы самомалейшей детали, совершенно чужды его натуре. Наоборот, сосредоточенное «вникание» в произведение настолько «обуздывает» порой его пианистический темперамент, что скорее можно было бы — временами — сделать ему упрек в чрезмерной созерцательности, недостаточно действенном характере исполнения .

С 1929 года преподавал в МГК имени П. И. Чайковского . Профессор ( 1935 ). Среди учеников Гинзбурга — Глеб Аксельрод , Сергей Доренский , Алексей Скавронский , Валентина Белых.

Г. Р. Гинзбург умер 5 декабря 1961 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище (уч. 3).

К столетию Гинзбурга, определяя его место в истории русского пианизма, современный специалист утверждает:

Гинзбург представляется последним мастером классического рояля , инструмента, освящённого работой и именем Листа . Последним, а вместе с тем, если говорить о совершенстве самого художественного организма классического рояля, оживающего под пальцами исполнителя, — может быть, и вершинным его мастером. Замечательные исполнители новых поколений, вышедшие на сцену в последней трети XX века — мастера другого инструмента, после-классического рояля. В этих поколениях меняется даже типическая конституция рук пианиста: рука становится суше, сообразно росту ударного компонента в интонативном спектре фортепианного звука. Тогда как руки Гинзбурга принадлежали ещё классическому типу пианистических рук, одетых мышечной плотью, выделяясь своей гармонической красотой, сами по себе представляясь произведениями искусства .

Семья

Награды и премии

Литература

  • Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. Яковлев М. — М.: Сов. композитор, 1984.
  • Черников О. Жил на свете рыцарь бедный // «Музыка и время». — 2001. № 7.
  • Черников О. Рояль и голоса великих. Серия: Музыкальная библиотека. Изд-во: Феникс, 2011. — 224 с. ISBN 978-5-222-17864-5
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. — М.: Сов. композитор, 1962. — 268 с. (глава о Гинзбурге Г. Р. — стр. 94-132).

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #13553898X // (нем.) — 2012—2016.
  2. На международном конкурсе пианситов // Вечерняя Москва. — 1927. — № 25 (1 марта).
  3. Г. Коган. Григорий Гинзбург. // Коган Г. Вопросы пианизма: Избранные статьи. — М. Советский композитор, 1968. — С.365-373.
  4. (недоступная ссылка) // Российский музыкант: Газета Московской Государственной консерватории имени П. И. Чайковского. — № 7 (1229). — Ноябрь 2004. — С.3.
  5. . Дата обращения: 27 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
Источник —

Same as Гинзбург, Григорий Романович