Interested Article - Катя Кабанова

«Ка́тя Каба́нова» ( чеш. Káťa Kabanová ) — опера Леоша Яначека на либретто В. Червинки по мотивам драмы А. Н. Островского « Гроза » в трёх действиях. Первое представление состоялось в Национальном театре в Брно 23 ноября 1921 года.

История

Яначек написал «Катю Кабанову» в возрасте 67 лет, однако её называют первой зрелой оперой композитора. К истории, описанной в пьесе русского драматурга Яначек обратился под влиянием глубоких личных чувств и посвятил оперу своей возлюбленной, Камиле Штёссловой.

Яначек всегда интересовался русской литературой, в частности, в 1902 году по его просьбе ему привезли из Петербурга полное собрание сочинений Островского. Лишь в 1919 году Яначек обратился к «Грозе», которую почти одновременно поставили в Праге и Брно в переводе В. Червинки, но видел ли Яначек эти постановки, доподлинно не известно. Композитор сам сочинил либретто к опере, обращаясь при этом не к оригинальному тексту, а к переводу. Яначек не знал, что уже существовало либретто Островского, и был доволен, когда убедился, что два либретто схожи, вплоть до изъятых персонажей .

Нотный текст оперы имел несколько редакций. В процессе подготовки оперы к первой постановке дирижёр внёс правки в партитуру , с ними опера и была опубликована в 1922 году издательством Universal Edition. Для постановки в Праге в 1928 году Яначек дополнил партитуру двумя оркестровыми интерлюдиями в первом и втором актах . Позднее дирижёр Вацлав Талих изменил оркестровку . В 1992 году Чарльз Макеррас опубликовал критическое издание оперы .

Опера пользуется популярностью и часто ставится на оперных сценах мира .

Музыкальные и драматические особенности оперы

Музыка оперы не содержит русских фольклорных элементов, при этом ярко воплощает драматизм первоисточника . В партитуре используется редкий инструмент виоль д’амур («скрипка любви»), струнный инструмент с более нежным тембром, чем у альта . В «Кате Кабановой» впервые включён в действие пейзаж , вслед за Островским в музыке главенствующим стал образ Волги. Отрицательные персонажи и «тёмное царство» отошли на второй план, всё действие воспринимается через мысли и чувства Катерины. Кульминация действия перемещена со сцены покаяния к эпизоду мучительной борьбы героини с собой, завершившейся самоубийством, в последней картине оперы. По словам Б. Асафьева , Катя Кабанова у Яначека утратила купеческую архаичность и стала современной женщиной, интеллигентски чувствующей и страдающей. .

Действующие лица

Роль Тип голоса Исполнители на премьере

23 ноября 1921 года
(Дирижёр: Франтишек Нойман)

Савелий Прокофьевич Дикой, купец бас Рудольф Каульфус
Борис Григорьевич Дикой, его племянник тенор Карел Завржель
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), вдова богатого купца контральто Мария Гладикова
Тихон Иванович Кабанов, её сын тенор Павел Йерал
Катерина, жена Тихона сопрано Мария Веселая
Ваня Кудряш, у читель тенор
Варвара, сирота меццо-сопрано Ярмила Пустинская
Кулигин, друг Кудряша баритон Рене Милан
Глаша, девка меццо-сопрано Лидка Шебестлова
Феклуша, девка меццо-сопрано Людмила Квапилова(-Кудлачкова)
женщина Ружена Горкая
рыбак Вацлав Шиндлер
пьяница Йосеф Тупый
прислуга, горожане и горожанки

Содержание

Действие происходит в городке Калинове на Волге в 1860-е годы.

Акт 1

Борис, племянник купца Дикого, вынужден терпеть его самодурство ради будущего наследства. Борис рассказывает своему другу Кудряшу, что влюблён в замужнюю женщину. Его возлюбленную Катю Кабанову и её мужа Тихона притесняет властная Кабаниха, свекровь Кати. Молодой женщине тоже нравится Борис, делится она секретом с Варварой. Та тоже влюблена — в Кудряша. Кабаниха отправляет Тихона в город по делам, Катя и Варвара остаются дома, с сердитой Кабанихой. Тихон, уезжая, наставляет Катю вести себя как подобает замужней и богобоязненной женщине.

Акт 2

Кабаниха ругает Катю, что та не горюет об отсутствующем муже. Когда свекровь уходит, Варвара показывает Кате ключ от садовой калитки. Варвара собирается на свидание с Кудряшом и зовет Катю пойти с ней, встретиться с Борисом. Катя, поколебавшись, соглашается.

На тайном свидании Борис признается Кате в любви, та отвечает взаимностью.

Акт 3

Прошло десять дней. Укрывшись от грозы, Борис узнает, что Тихон вернулся, а Катя очень взволнована. Окружающие думают, что бледность Катерины — из-за боязни грозы. Но Катя на глазах у всех признается Тихону, что изменила ему с Борисом и убегает под дождь.

Вечером после грозы Катя возвращается, униженная и обесчещенная . Борис, обняв её, сообщает, что рассерженный дядя отсылает его. С помутившимся рассудком Катя бросается в Волгу. Кабаниха запрещает Тихону спасать самоубийцу. Над мёртвым телом Кати Тихон проклинает мать.

Некоторые записи

Примечания

  1. Леош Яначек и русская культура : по книге А. А. Гозенпуда; Л: «Советский композитор», 1984 // Леош Яначек. Катя Кабанова : буклет. — 2010. — Михайловский театр , ЗАО «Делойт и Туш СНГ».
  2. Акопян Л. О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. — М. : «Практика», 2010. — С. 249. — 855 с. — 2500 экз. ISBN 978-5-89816-092-0 .
  3. В музыковедении критическим изданием называют текст, максимально приближенный к авторской редакции.
  4. Wingfield, Paul, «Reviews of Music» (review of Universal Edition of Kát’a Kabanová , prepared by Charles Mackerras ) (May 1994)
  5. Цодоков Е. . Belcanto.ru (31 мая 2011). Дата обращения: 7 января 2016. 30 января 2016 года.

Литература

  • Holden, Amanda (Ed.), The New Penguin Opera Guide , New York: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
  • Tyrrell, John. Leoš Janáček: Kát’a Kabanová in The Cambridge Opera Handbook , Cambridge: Cambridge University Press, 1982 ISBN 0-521-23180-9 .
  • Tyrrell, John. Janáček: Years of a Life , London: Faber and Faber, 2006/7

Ссылки

Источник —

Same as Катя Кабанова