Марк Ли́ндли
(Маrк Lindley; р. 11 февраля 1937,
Вашингтон
) — американский музыковед, историк, общественный деятель.
Биография
Учился в США в
Гарвардском университете
,
Джульярдской школе музыки
,
Смитсоновском институте
(где в ходе подготовки диссертации в 1974 учился, среди прочего, и ремеслу настройщика фортепиано
). В 1983 г. в
Колумбийском университете
Нью-Йорка защитил диссертацию «Проблемы строя и темперации в их исторической перспективе»
. Стажировался в европейских (
Лондон
,
Оксфорд
,
Регенсбург
) и азиатских (
Керала
,
Стамбул
,
Гонконг
) университетах. Преподавал в
Городском университете Нью-Йорка
(CUNY), в
Стамбульском техническом университете
, в
Китайском университете Гонконга
, в
Центральном университете Хайдарабада
.
Как музыковед, приобрёл всемирную известность со 2-й половины 1980-х гг. благодаря исследованиям западноевропейских
строёв
и
темпераций
(в т.ч. занимался проблемой влияния специфических строёв на музыкальную композицию, особенно на
гармонию
и мелодику
), старинных музыкальных инструментов, исторических форм
хроматики
,
аппликатуры
на старинных клавишных инструментах. Среди публикаций на эту тему — книги «Лютни, виолы и темперации» (на англ., 1984) и «Строй и темперация» (на нем., 1987), «Ars ludendi: аппликатура немецких старинных клавишных инструментов» (1993; издана одновременно на двух языках — английском и немецком), статья «Пифагоров строй и возрастание роли трезвучия» (1980), статьи в фундаментальной музыкальной энциклопедии
New Grove
(2001)
. Рецензии Линдли на труды коллег зачастую перерастают рамки жанра, выливаются в аргументированную и принципиальную полемику, с цитатами первоисточников (как правило, билингвой) и т.п.
.
С конца 1990-х годов Линдли увлёкся индийской цивилизацией, напечатал ряд книг о
Ганди
, его соратниках и последователях. Во второй половине 2000-х гг. занялся в Индии благотворительной и просветительской деятельностью, читал лекции по индийской экономике в университете
, обучал английскому и основам музыки индийских сирот, пропагандировал внедрение коричневого риса как основы питания в сиротских приютах и т.п.
.
Линдли —
полимат
, читающий на нескольких европейских языках, на латыни, на хинди и др. Научные труды Линдли публиковали ведущие мировые издательства Великобритании, Германии, США. В электронной форме некоторые статьи и фрагменты книг Линдли опубликованы на портале
.
Примечания
-
↑
Deutsche Nationalbibliothek
Record #103784020 //
(нем.)
— 2012—2016.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 9 января 2013.
28 января 2013 года.
-
«Problems of tuning and temperament in their historical perspective»
-
Например, в статье о гармонии в ранних шансон
Дюфаи
(2004) Линдли связывает использование композитором несовершенных консонансов с хроматическими инструментами того времени.
-
Tuning, Temperaments, Pythagorean intonation, Just intonation, Mean-tone, Equal temperament,
(соавтор статей)
Interval, Microtone
и др.
-
Как, например, в рецензии Линдли «Хроматические системы от Вичентино до Монтеверди» (1982), которая перерастает рамки жанра и представляет собой в сущности самостоятельную научную статью. Другая рецензия (1985) — на издание «Музыкальной темперации»
А. Веркмейстера
(издание выполнено
, снабжённое его же вводной статьёй),— содержит помимо обычного реферативного обзора концептуально важные собственные соображения Линдли, касающиеся музыкально-теоретического наследия Веркмейстера.
-
от 19 февраля 2020 на
Wayback Machine
.
-
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 января 2013.
8 декабря 2013 года.
Музыковедческие труды (выборка)
-
Early 16th-century keyboard temperaments // Musica Disciplina 28 (1974), pp.129-151.
-
Fifteenth-century evidence for meantone temperament // Proceedings of the Royal Musical Association 102 (1975-76), pp.37-51.
-
Instructions for the Clavier diversely tempered // Early Music History 5 (1977), pp.18-23.
-
Mersenne
on keyboard tunings // Journal of Music Theory 24 (1980), pp.167-203.
-
Pythagorean intonation and the rise of the triad // Royal Musical Association, Research Chronicle 16 (1980), pp.6–61.
-
La «pratica ben regolata» di Francescoantonio Vallotti // Rivista Italiana di Musicologia 16 (1981), pp.45-95.
-
Leonhard Euler
als Musiktheoretiker // Kongreß-Bericht Bayreuth 1981, S.547-553.
-
Der
Tartini
-Schüler Michele Stratico // Kongreß-Bericht Bayreuth 1981, S.547-553.
-
Chromatic systems (or non-systems) from
Vicentino
to
Monteverdi
// Early Music History 2 (1982), pp.377-404.
-
An introduction to
Alessandro Scarlatti's
"Toccata prima" // Early Music (January, 1982).
-
Ganassi on fretting // The Courant 2 (1983), pp.3-9.
-
Lutes, viols and temperaments. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
-
Keyboard technique and articulation: evidence for the performance practices of Bach, Handel and Scarlatti // Bach, Handel and Scarlatti: Tercentenary Essays, ed. by P. Williams. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
-
Review on "Musicalische Temperatur" by
Andreas Werckmeister
// The Galpin Society Journal 38 (1985), pp. 160-163.
-
J. S. Bach's tunings // Musical Times 126 (1985), p. 721-726.
-
Stimmung und Temperatur // Geschichte der Musiktheorie, Bd. 6: Hören, Messen und Rechnen in der Frühen Neuzeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987, SS.109-331 (перевод на немецкий язык
Хорста Лёйхтмана
; вводная глава этой книги на языке оригинала воспроизведена в электронной версии на
).
-
Early English keyboard fingerings // Basler Jahrbuch für historische Musikpraxis 12 (1988), p. 9-26.
-
(соавтор: Maria Boxall) Early keyboard fingerings. A comprehensive guide. Mainz, London: Schott, 1992 (антология нотных изданий, с научными комментариями).
-
Ars ludendi: early German keyboard fingerings, ca. 1525 - ca. 1625. Neuhof: Tre Fontane, 1993 (антология нотных изданий, на англ. и нем. языках).
-
(соавтор: R. Turner-Smith) Mathematical models of musical scales, a new approach. Bonn: Verlag für systematische Musikwissenschaft, 1993.
-
A systematic approach to chromaticism // Systematische Musikwissenschaft II/1 (1994), SS.155–194.
-
Some thoughts concerning the effects of tuning on selected musical works (from
Landini
to
Bach
) // Performance Practice Review 9, No. 1 (1996), pp.114-121.
-
A quest for Bach's ideal style of organ temperament // Stimmungen im 17. und 18. Jahrhundert: Vielfalt oder Konfusion? / hrsg. v. G. Fleischhauer. Michaelstein, 1997, p. 45-67.
-
Marx und Engels über die Musik // Aufklärung und Kritik (1997).
-
(соавтор: G. Boone) Euphony in
Dufay
: harmonic 3rds and 6ths with explicit sharps in the early songs // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung. Berlin, 2004, S.158-215.
-
Historic fingerings // The Organ: An Encyclopedia, ed. by D. E. Bush and R. Kassel. New York: Routledge, 2006, p. 196-199.
-
(соавторы: K.-J. Sachs, C.Restle)
Beethoven's
Variations for piano, opus 34: genesis, structure, performance. Mainz: Schott, 2007 (билингва, на англ. и нем. языках).
-
Erwin Bodky (1896-1958), a Prussian in Boston // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung. Berlin, 2011, S.229-242.
Труды по истории Индии XX века (выборка)
-
Gandhi's Rhetoric // Journal of Literature and Aesthetics (1999).
-
Gandhi and Humanism. 3rd ed. Harvard University, 2005.
-
Gandhi and the world today. A recent American view. University of Kerala, 1998.
-
Gandhiji ko yeh kaise vishwagaya ki antarjatiya vivahse, jati pratha ka unmulan karna hosa. New Delhi: National Gandhi Museum, 1998.
-
J. C. Kumarappa: Mahatma Gandhi's economist, 2007.
-
The life and times of Gora, 2009.
-
(соавтор: Lavanam Gora) Gandhi as we have known him
. New Delhi: National Gandhi Museum, 2009.
Ссылки
-
-
-
-
-
-
(видео, Хайдарабад, 2013)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|