Interested Article - Микроинтервал

Микроинтервал ( нем. Mikrointervall , фр. micro-intervalle , англ. microinterval ) — общее обозначение музыкальных интервалов меньше полутона (четвертитон, трететон, шестинатон и т. д.) . Микроинтервалы также иногда именуют «микротонами» (от англ. microtone ) и « микрохроматическими интервалами» .

Краткая характеристика

Микроинтервалы использовались в энармонике греков, в экспериментальных интервальных системах в эпоху Возрождения (например, у Н.Вичентино ), в композиторской музыке XX века (например, у А.Хабы и Г.Парча ), как обязательный элемент орнаментики — в традиционной музыке Востока ( макам , мугам , шрути и др.) и в афроамериканском джазе ( блюзовые ноты ). В европейской традиции микроинтервалы диеса , комма , схизма и диасхизма известны по музыкально-теоретическим описаниям начиная с античности.

Микроинтервалы часто используются в контексте математико-акустических исследований, например, при сравнении различных октавных звукорядов друг с другом («комматическое различие» ступеней), двух однотипных интервалов в разных строях («комматический тритон ») и т. п.

Микроинтервал и микротон

Термин «микротон» ( англ. microtone ), который понимается как крошечная часть целого тона (но не «крошечный звук»; этимологически — «микро» + тон ), распространён в англоязычном музыкознании (прежде всего, в США) и вероятно синонимичен термину «микроинтервал» , распространённому в Германии, Франции, России. Крупнейшая англоязычная музыкальная энциклопедия «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (2001) определяет microtone, однако, по отношению не к целому тону, а по отношению к полутону — «любой музыкальный интервал или любое различие звуков по высоте, отчётливо меньшие чем полутон» . Хотя под данное определение очевидно попадают комма, схизма, диасхизма и диеса (все они «отчётливо меньше полутона»), эти микроинтервалы не называют «микротонами» ни за рубежом , ни в России .

Примечания

  1. Морфология русского языка позволяет образовывать наименования, пригодные для терминологии микрохроматики: 1/4 — четверть, 1/8 — осьмина (осмина), 1/10 — десятина. Отсюда 1/4 тона — четвертитон, 1/5 тона — пятинатон, 1/6 — шестинатон, 1/8 — осьминатон, 1/12 — двенадцатинатон).
  2. Например, см. статью «Микрохроматические интервалы» в обоих изданиях «Музыкального словаря Гроува» (2-е изд. Москва: Практика, 2007, с. 563).
  3. Как, например, в статье М.Шультер от 3 января 2011 на Wayback Machine (2001), где используются и «microinterval» и «microtonal».
  4. Any musical interval or difference of pitch distinctly smaller than a semitone . См.: Griffiths P., Lindley M. , Zannos I. Microtone // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London; New York, 2001.
  5. См., например, статью «Comma, schisma» в популярном Гарвардском музыкальном словаре (Harvard Dictionary of music. 2nd ed. Cambridge, Mass., 1974, p. 188), где для них используется термин microinterval , но не microtone .
  6. См., например, статьи А. Ю. Зубова от 21 июня 2020 на Wayback Machine , , от 3 февраля 2021 на Wayback Machine в Большой российской энциклопедии .

Литература

  • Mikrotöne, hrsg. v. F.R. Herf, Ed. Helbling. Innsbruck, 1986.
  • Barthelmes B. Mikrotöne // MGG Online. Первая публикация 2015, актуализированная версия статьи: (платный доступ).

Ссылки

Источник —

Same as Микроинтервал