Interested Article - Полудитон


- 2021-03-04
- 2
Полудито́н (лат. semiditonus) — в пифагоровом строе музыкальный интервал, составленный из целого тона и лиммы .
Интервальный коэффициент полудитона — 32/27:
-
- .
Исторический очерк
Термин «полудитон» появился гораздо позже исторических описаний и расчётов полудитона. В древнегреческой теории музыки (впервые у Аристоксена ) этот интервал назывался «триполутоном» ( др.-греч. τριημιτόνιον ), в древнеримской (например, у Боэция ) «несоставным триполутоном» ( лат. triemitonium incompositum ). В обоих случаях описывался как интервал в тетрахорде хроматического рода мелоса . Латинский термин semiditonus впервые отмечается в различных музыкальных трактатах XI века , наиболее систематически — в учениях Гвидо Аретинского и Адальбольда Утрехтского.
Начиная с позднего Средневековья (примерно с XIII века) на смену термину «полудитон» пришёл термин « малая терция » (tertia minor), который используется в учении о гармонии вплоть до наших дней. В современных исследованиях (ретроспективно) полудитон иногда называют «пифагорейской малой терцией».
Примечания
- Semiditonus // Lexicon musicum Latinum, hrsg. v. Michael Bernhard. München, 2015, col.1146-1160.
См. также

- 2021-03-04
- 2