Interested Article - Гептатоника

Гептато́ника (от др.-греч. επτά — семь и др.-греч. τόνος — напряжение, натяжение, тон) — семи ступенная интервальная система , имеющая, соответственно, семь ступеней лада внутри октавы .

Общая характеристика

Традиционная музыка культур, использующих тоновые языки , имеют тенденцию использовать пентатонику , звуковой ряд которой разделён на 20—22 микротона , а в музыке культур с нетоновыми языками — гептатонику, звуковой ряд которой делится на 12 полутонов .

Некоторые гептатонические гаммы в западной, римской , , венгерской и греческой музыке могут быть проанализированы через сопоставление тетрахордов . Например, все натуральные лады изначально были построены из тетрахордов прямым слиянием (последняя ступень первого есть первая ступень второго), либо через тон, либо с добавлением тона после двух тетрахордов .

Гептатонические лады так или иначе всегда содержат полутон и определены с точностью до него, поэтому их построение в рамках микрохроматики и (без полутоновых тяготений) невозможно.

Диатоника

Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам , например: фа до соль ре ля ми си (см. Квинтовый круг ). В западной музыке существует семь таких гамм, они широко известны как натуральные лады ( ионийский , дорийский , фригийский , лидийский , миксолидийский , эолийский и локрийский ). Их строение (восходящую и нисходящую формы) можно представить следующим наглядным способом:

Строение натуральных ладов (интервалы между ступенями: 0,5 - полутон, 1 - тон)
Восходящая форма Нисходящая форма
Ионийский 1 1 0,5 1 1 1 0,5 Ионийский 0,5 1 1 1 0,5 1 1
Дорийский 1 0,5 1 1 1 0,5 1 Дорийский 1 0,5 1 1 1 0,5 1
Фригийский 0,5 1 1 1 0,5 1 1 Фригийский 1 1 0,5 1 1 1 0,5
Лидийский 1 1 1 0,5 1 1 0,5 Лидийский 0,5 1 1 0,5 1 1 1
Миксолидийский 1 1 0,5 1 1 0,5 1 Миксолидийский 1 0,5 1 1 0,5 1 1
Эолийский 1 0,5 1 1 0,5 1 1 Эолийский 1 1 0,5 1 1 0,5 1
Локрийский 0,5 1 1 0,5 1 1 1 Локрийский 1 1 1 0,5 1 1 0,5

Сюда же относятся натуральные минор и мажор , так как их строение соответствует эолийскому и ионийскому ладам от разных тоник .

Последовательность интервалов нисходящей и восходящей форм зеркальны и изменяются соответственно направлению (кроме достаточно устойчивого дорийского, который переходит сам в себя, — не зря он был вытеснен из частого употребления мажором и минором самым последним ).

Миксодиатоника

Миксодиатоника — семиступенная интервальная система, состоящая из «сросшихся» друг с другом диатонических полихордов ( тетрахордов , трихордов, пентахордов и т. д.). Получившиеся звукоряды перестают быть диатоническими, но, однако, содержат слишком мало следующих друг за другом полутонов, чтобы отнести их к хроматике. К миксодиатонике относятся также мелодические минор и мажор и многие семиступенные лады, которые часто встречаются в музыке разных народов (напр., подгалянский лад , представляющий собой смешение лидийского и миксолидийского ладов , фригоионийский , ионийско-эолийский и прочие).

Мелодический минор

Мелодический минор состоит из двух частей — восходящей и нисходящей. Последняя никак не изменена, а значит, диатонична. В восходящей же форме повышены VI и VII ступени , потому она диатонической уже не является, её строение имеет вид:

Мелодический минор 1 0,5 1 1 1 1 0,5

Более того, при анализе восходящей формы мелодического минора выясняется, что она представляет собой смешение эолийского лада с ионийским (эолийско-ионийский) .

Мелодический мажор

Мелодический мажор также состоит из двух частей — восходящей и нисходящей. Но, в отличие от мелодического минора, здесь изменённой является нисходящая, в которой понижены VI и VII ступени мажора (то есть II и III ст. нисходящего звукоряда), что и делает её недиатонической:

Мелодический мажор 1 1 0,5 1 0,5 1 1

Интересно, что аналогичный интервальный ряд получается при смешении фригийского и ионийского ладов (то есть, ввиду симметрии ряда, мелодический мажор представляет собой фригоионийский лад) .

Хроматика

Хроматика — полутоновая интервальная система. Обычно, к хроматическим ладам относятся лишь те, в которых между ступенями есть хотя бы 3 полутона подряд. Однако, если хотя бы один из них обособлен, то такие лады уже относятся к гемиольным (см. далее) с приоритетом к имеющемуся полуторатону.

Обычно, под хроматикой понимается, прежде всего, отступление от диатоники (и тональности), самостоятельно же хроматика применяется, в основном, в 12-тоновой музыке (напр, додекафонии ). Семиступенные (то есть гептатонические) хроматические лады используются крайне редко. Это объясняется ограниченностью построения, ведь в гептатонике присутствуют всего лишь 7 интервалов, только 6 из которых могут быть полутонами.

Их количество нетрудно посчитать. Если строить лады без "обособленных" полутонов, начиная с 3 полутонов подряд, то мы получим в результате ладов. Также несложно установить, что с обособленными полутонами или с парой полутонов получается ещё ладов, то есть всего их В качестве примера можно привести и такой лад:

Хроматическими являются шесть раг (англ.) (см. далее):

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Гемиолика

Гемиолика — полуторатоновая интервальная система, содержащая хотя бы один полуторатон . К гемиольным ладам относятся также гармонические минор и мажор и многие семиступенные лады, которые часто встречаются в музыке разных народов (напр., цыганский лад , гуцульский , некоторые лады индийской системы тхат пурва , тоди , бхайрав и марва ) . В отличие от миксодиатоники, гемиольные лады были такими изначально, они не образованы смешением других ладов.

Гармонический минор

Звукоряд гармонического минора отличается от натурального повышенной VII ступенью. Таким образом, последовательность интервалов в нём принимает вид:

Гармонический минор 1 0,5 1 1 0,5 1,5 0,5

Гармонический мажор

Звукоряд гармонического мажора отличается от натурального пониженной VI ступенью. Последовательность интервалов в нём принимает вид:

Гармонический мажор 1 1 0,5 1 0,5 1,5 0,5

Как видно, гармонические минор и мажор в своих последовательностях имеют общие (одинаковые) 3 интервала — это и есть гармоническая часть, формирующая их характерные интервалы .

Мелакарта

(англ.) — это система фундаментальных ладов ( раг ) в карнатакской (южно-индийской) классической музыке . Из раг мелакарты получаются другие раги. Сами раги мелакарты имеют схожее строение: I ст. — всегда нота до ( санскр. षड्ज , саджа , сокр. Sa или S), II ст. — ре- бемоль , ре или ре- диез ( санскр. ऋषभ , ришабха , сокр. Ri или R), III ст. — ре, ми-бемоль или ми ( санскр. गान्धार , гандхара , сокр. Ga или G), IV ст. — фа или фа-диез ( санскр. मध्यम , мадхьяма , сокр. Ma или M), V ст. — всегда нота соль ( санскр. पञ्चम , панчама , сокр. Pa или P), VI ст. — ля-бемоль, ля или ля-диез ( санскр. धैवत , дхаивата , сокр. Dha или D), VII ст. — ля, си-бемоль или си ( санскр. निषाद , нишада , сокр. Ni или N). Таким образом, формируются 72 раги мелакарты, каждая из которых имеет своё название и строение (ноты в них не повторяются). В следующей таблице представлено соответствие некоторых раг известным гептатоникам от ноты до (так как она всегда первая):

Название (рус. транслит.) Строение Соответствие
(англ.) 0,5 1 1 1 0,5 1 1 Фригийский
(англ.) 0,5 1 1 1 1 0,5 1 Фригийский с повышенной VI ст.
(англ.) 0,5 1 1 1 1 1 0,5 (англ.)
(англ.) 0,5 1,5 0,5 1 0,5 1,5 0,5 Цыганская мажорная гамма
(англ.) 1 0,5 1 1 0,5 1 1 Эолийский
(англ.) 1 0,5 1 1 0,5 1,5 0,5 Гармонический минор
(англ.) 1 0,5 1 1 1 0,5 1 Дорийский
(англ.) 1 0,5 1 1 1 1 0,5 Восход. часть мелодического минора
(англ.) 1 1 0,5 1 0,5 1 1 Нисход. часть мелодического мажора (симм.)
(англ.) 1 1 0,5 1 0,5 1,5 0,5 Гармонический мажор
(англ.) 1 1 0,5 1 1 0,5 1 Миксолидийский
(англ.) 1 1 0,5 1 1 1 0,5 Ионийский
(англ.) 1 0,5 1,5 0,5 0,5 1,5 0,5 Цыганская минорная гамма
(англ.) 1 0,5 1,5 0,5 1 0,5 1 Гуцульский

Тхаат

Тхаат ( таа́т или тхат ) — аналог лада в индийской классической музыке традиции Хиндустани. Выделяют 10 основных тхаатов (см. изображение снизу).

Теперь можно классифицировать тхаты и найти их соответствия в западной музыке:

Тхат Интервальный ряд Классификация Соответствие
Билавал 1 1 0,5 1 1 1 0,5 диатонический Ионийский
Кхамадж 1 1 0,5 1 1 0,5 1 диатонический Миксолидийский
Кафи 1 0,5 1 1 1 0,5 1 диатонический Дорийский
Асавари 1 0,5 1 1 0,5 1 1 диатонический Эолийский
Бхайрави 0,5 1 1 1 0,5 1 1 диатонический Фригийский
Кальян 1 1 1 0,5 1 1 0,5 диатонический Лидийский
Бхайрав 0,5 1,5 0,5 1 0,5 1,5 0,5 гемиольный Цыганская мажорная гамма
Марва 0,5 1,5 1 0,5 1 1 0,5 гемиольный -
Пурва 0,5 1,5 1 0,5 0,5 1,5 0,5 гемиольный (возможно, хроматический) -
Тоди 0,5 1 1,5 0,5 0,5 1,5 0,5 гемиольный (возможно, хроматический) -

Другие гептатоники

Если в диатонических ладах между двумя полутонами есть 2 или 3 тона, то теоретически возможно сформировать другие лады, в которых полутоны будут расположены через 1 тон (или 4), либо следовать друг за другом (0 или 5 тонов). Первые в англоязычной литературе именуются как « Heptatonia secunda », а вторые — « Heptatonia tertia »:

Heptatonia secunda Heptatonia tertia
I. 1 0,5 1 1 1 1 0,5 I. 0,5 1 1 1 1 1 0,5
II. 0,5 1 1 1 1 0,5 1 II. 1 1 1 1 1 0,5 0,5
III. 1 1 1 1 0,5 1 0,5 III. 1 1 1 1 0,5 0,5 1
IV. 1 1 1 0,5 1 0,5 1 IV. 1 1 1 0,5 0,5 1 1
V. 1 1 0,5 1 0,5 1 1 V. 1 1 0,5 0,5 1 1 1
VI. 1 0,5 1 0,5 1 1 1 VI. 1 0,5 0,5 1 1 1 1
VII. 0,5 1 0,5 1 1 1 1 VII. 0,5 0,5 1 1 1 1 1

Получившиеся лады диатоническими, хроматическими или гемиольными не являются и на практике встречаются достаточно редко. Однако, некоторые из них имеют свои названия. В основном, это лады группы « Heptatonia secunda »: I. — восходящая часть мелодического минора; II. — фригийский с повышенной VI ст.; III. — лидийский с повышенной V. ст.; IV. — акустический ( acoustic ) или лидийский доминантовый лад ( lydian dominant scale ), а также гуральский лад ; V. — мажорно-минорный ( major minor scale ); VI. — (англ.) ; VII. — (англ.) .

Из группы « Heptatonia tertia » достаточно известен лишь лад I. — (англ.) .

Примечания

  1. / глав. ред. Г. В. Келдыш. — М. : «Советская энциклопедия», 1990. — С. . — ISBN 5-85270-033-9 .
  2. Shui'er Han, Janani Sundararajan, Daniel Liu Bowling, Jessica Lake, Dale Purves. (англ.) = Co-Variation of Tonality in the Music and Speech of Different Cultures // PLoS ONE : journal. — 2011. — Vol. 6 (5). — doi : . 6 апреля 2014 года.
  3. Marcel Dupré. Полный курс импровизации в органе = Cours Complet d'Improvisation a l'Orgue // Alphonse Leduc : journal / trans. John Fenstermaker. — Paris: Alphonse Leduc, 1962. — Vol. 2. — P. 35.
  4. Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.1 — Разделение ладов // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 645—646. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
  5. Лосев Алексей Фёдорович. Часть 3. Эллинистическое искусствознание — III. Музыка, п. 4.3 — История терминов и темперация Нового времени // . — М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. — Т. 5. — С. 649. — ISBN 5-17-002587-4 . — ISBN 966-03-087-4-4 .
  6. Холопов Юрий Николаевич. Глава 8. Роды интервальных систем, п. 5 — Квинтовая структура диатоники // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 137—138. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
  7. Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 5 — Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 215—217. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
  8. Холопов Юрий Николаевич. Глава 9. Лады модального типа, п. 1 — Модальное одноголосие // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 179—180. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.
  9. Холопов Юрий Николаевич. Глава 3. Лад, п. 8 — Классификация ладов // . — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — С. 44. — ISBN 5-8114-0516-2 . 3 июля 2018 года.

См. также

Источник —

Same as Гептатоника