Interested Article - Ботта, Грациозо Иосифович

Грацио́зо Ио́сифович Бо́тта скульптор и камнерез, основатель скульптурной мастерской Ботта, одной из крупнейших в Петербурге в середине-конце XIX века .

Грациозо был потомком Джозефа (Джузеппе) Ботта (1720—1778) родом из швейцарского города Раскатэ. В эпоху Екатерины II Джозеф Ботта являлся главным мастером Петергофской гранильной фабрики , имел четырёх сыновей: Аббондио (1822—1899), Грациозо (1836—1898), Валентино (1845—1901) и Александра .

Грациозо Ботта начал своё дело после продолжительного сотрудничества с семьёй швейцарских скульпторов Мадерни: в 1865-м году его первая мастерская открылась в принадлежащем им здании на Гороховой улице , начав производство скульптур, памятников, мозаик и различных изделий из мрамора, гранита и другого камня. В 1895-м году Ботто перевёл мастерскую на Забалканский проспект , 24 . Здание было выкуплено в ещё 1878-м совместно с тремя его братьями, после сноса предыдущей застройки они возвели одноэтажный каменный особняк длиной 117 сажен. Фасад здания украшали три арки, разграничивавшие два боковых входа и центральный, парадный, под вывеской «Мастерская Ботта». Внутри располагались обширная мастерская, кузница и машинное отделение с паровым котлом .

Семья скульптора — супруга Мария Исидоровна, братья Аббондио и Валентино проживали в том же здании. В течение почти полувека мастерская Ботта была одной из крупнейших в Петербурге, выполняя заказы для многих дворянских семей — графов Шуваловых , Бобринских , Щербатовых и др. Грациозо Ботта и его семья не получали российского гражданства, поэтому числились временными членами второй купеческой гильдии .

Неподалёку от мастерской Ботта в 1902-м году получил жильё Яков Миронович Маршак, отец будущего знаменитого писателя. В мемуарах Самуила Маршака остались строки о доме Ботта:

Это был двор, каких мы еще не видывали — чистый, просторный, гладко вымощенный, с двухэтажным каменным домом, садиком в углу и со множеством статуй из белого и черного мрамора, разбросанных в беспорядке от ограды до ограды. Статуи чаще всего изображали печальных, склонившихся перед алтарем женщин в покрывалах, спадающих волнистыми складками, и маленьких кудрявых ангелов, грациозно простирающих ввысь круглые, в мраморных жилках, ручонки, […], оказывается, здесь живет сам хозяин, владелец скульптурной мастерской, итальянец Ботта.

Грациозо Ботта скончался в 1898 году, до 1909 дела мастерской продолжали вдова Мария Исидоровна и племянники Иосиф и Сиро Валентиновичи. В 1909-м здание мастерской было продано купцу В. М. Орлову, после революции 1917-го данные о семье теряются .

Работы

Мраморный фонтан в Екатерининском парке Царского села

Примечания

  1. Самолйлова, А. . Коммерсантъ (6 сентября 2018). Дата обращения: 15 декабря 2019. 6 декабря 2019 года.
  2. .
  3. , с. 166.
  4. , с. 362.

Литература

  • Несин В. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II, 1894-1917. — Журнал «Нева». — СПб. , 1999. — 219 с.
  • Краско А. В. О некоторых купеческих захоронениях Выборгского католического кладбища // Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге / сост. Козлов-Струтинский С. Г., ред. Шейнман И. М. — Гатчина, 2010. — С. 166—167 .
  • Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. Дом № 24 // Московский проспект. Очерки истории / под ред. Устинова М. Г. — СПб. : Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-04939-1 .
  • Головнин П. А. . — Научные чтения «FUIMUS: к 350-летию со дня рождения Якова Вилимовича Брюса (1669-1735)»: «Русско-Японский центр по науке и культуре», 2019. — С. 362. — 389 с.
Источник —

Same as Ботта, Грациозо Иосифович