Interested Article - Ребай, Хилла фон

Хильдега́рд А́нна Авгу́ста Эли́забет Реба́й фон Эренви́зен ( нем. Hildegard Anna Augusta Elisabeth Rebay von Ehrenwiesen , 31 мая 1890 , Страсбург 27 сентября 1967 , Фэрфилд , Коннектикут ) — немецкая и американская художница, галерист, меценат, сооснователь фонда и первый директор музея современного искусства Соломона Гуггенхейма .

Хилла фон Ребай внесла значительный вклад в популяризацию беспредметной живописи , именно она вдохновила Гуггенхейма на собрание его первой коллекции и пригласила архитектора Фрэнка Райта создать здание музея в Нью-Йорке .

Творческий путь как художник фон Ребай прошла от классической живописи к кубизму , абстрактному искусству и жанру коллажа . Начала рисовать ещё в детском возрасте, уже в 22 года выставлялась в Кёльне, в Мюнхенском сецессионе и Салоне Независимых , а в 26 лет стала участником Der Sturm , где встретила оказавшего значительное влияние на всю её жизнь художника Рудольфа Бауэра .

С 1927-го жила в США , где познакомилась с Соломоном Гуггенхеймом . С этого момента её деятельность в основном была направлена на создание его коллекции беспредметной живописи, организацию выставок и музея. После смерти Гуггенхейма была снята с поста директора наследниками, продолжила деятельность в мире искусства уже как основатель собственных фонда и коллекции. Художественные произведения второй половины её жизни получили широкое признание только после смерти фон Ребай. С 1970-х собрание фон Ребай вошло в фонд музея имени Гуггенхейма.

Биография

Семья и ранние годы

Хильдегард Ребай фон Эренвизен родилась в Страсбурге в семье баварского барона Франца Йозефа Ребай фон Эренвизен и его супруги Антуаны (в девичестве — фон Эйкен). История влиятельного рода её матери прослеживается вплоть до XI века. В 1800-х семья фон Эйкен открыла в Рурской области первые шахты по добыче угля. Хильда и её старший брат выросли в Германии. Частыми гостями семьи были выдающиеся деятели своего времени и представители мира искусства. Родители поощряли появившийся с раннего детства интерес к рисованию, Хилла в пять лет создавала первые портреты, которые были «неожиданно хороши» для маленького ребёнка. Она также училась музыке, уже в 12 лет начала давать концерты как пианистка, но в 15 лет решила полностью посвятить себя живописи .

Хилла фон Ребай училась в Страсбурге, Фрайбурге и Кёльне , а в 16 лет отправилась в Париж и поступила в Академию Жюлиана . Она занималась в студиях классической живописи у нескольких педагогов, тогда же Хилла познакомилась с экспериментальным абстрактным искусством . В Парижский период своей жизни она увлеклась теософией и восточными религиями .

В 1911 году Хильда переехала в Мюнхен . Уже в 1912 году она выставила первые картины в , приняла участие в Мюнхенском сецессионе и Салоне Независимых . С тех пор она стала подписывать все работы Hilla Rebay или Hilla v. Rebay . С началом Первой мировой войны вместе с матерью Хилла присоединилась к Красному кресту и ухаживала за ранеными в полевом госпитале, многих разместили в собственном доме фон Ребай. Друг семьи был президентом отделения Красного Креста в Эльзас-Лотарингии . Когда в их город зашли французские войска, священник ночью тайно вывез Хиллу с матерью, спрятавшихся в снопе сена на телеге, и помог переправиться через Рейн .

В 1915 году Хиллу пригласили представить свои картины в стиле кубизм в Базеле и Цюрихе . Чтобы покинуть Германию требовалось специальное приглашение — его отправили супруги Бузони . Феруччо Бузони познакомил фон Ребай со многими современными художниками, в том числе представил ей Жана Арпа . В 1916 через Арпа Хилла познакомилась с учредителем Der Sturm Гервартом Вальденом , благодаря чему её работы с 1917 по 1919 год были представлены в берлинской галерее. Тогда же фон Ребай открыла для себя работы Василия Кандинского и многих других абстракционистов, чьи картины позднее сделала основой собрания Гугенхейма .

Ещё в 23 года Хилла рассказывала матери, что разочаровалась в классической живописи, поскольку та являлась «лишь копированием природы и Божьих созданий». Ей претили «трюки и уловки», благодаря которым художники просчитывали, как будет создан тот или иной эффект . Баронесса фон Ребай была убеждена, что абстракционизм — это искусство и религия будущего. Она верила, что он вбирает в себя те духовные, не выражаемые словами смыслы, которым неведомы границы и которые приведут человечество к гармоничной, прекрасной новой эпохе. Авангардистов она считала её пророками . Говоря об абстракционизме, она пользовалась термином «беспредметное искусство»:

Современное искусство — что за глупое название. Как искусство может быть современным? Как солнечный свет может быть современным? Вы вообще такое слышали? Современное солнце светило сегодня. Мы говорим — беспредметная живопись…

В Der Sturm Хилла познакомилась с художником Рудольфом Бауэром , у них завязался роман . Бауэр был подражателем Кандинского, он поддерживал стремление фон Ребай развиваться в абстракционизме и оказал на неё значительное влияние. Сама Хилла была убеждена, что Бауэр гениален и всю дальнейшую жизнь была ярым пропагандистом его таланта . Однако как современники, так и более поздние исследователи полагают, что как художник Хилла значительно превосходила своего любовника в одарённости и мастерстве . Её работы неоднократно хвалил сам Кандинский, отмечая глубокое соответствие идеям «духовного в искусстве» . После 1921-го Бауэр рассорился с Вальденом и ушёл из Der Storm, Хилле пришлось содержать любовника, который начал всё язвительнее критиковать её произведения. Когда связь с Бауэром стала окончательно невыносимой, фон Ребай решила переехать в США .

Ньй-Йорк

В 1927 году Хилла приехала в Нью-Йорк . Она давала уроки живописи, брала заказы на портреты, работала как оформитель витрин и экспозиций . Хозяйка художественной галереи Мария Штернер устроила персональную выставку фон Ребай, практически все картины с которой были вскоре распроданы. Через Штернер Хилла познакомилась с Соломоном и Ирэн Гуггенхейм. По воспоминаниям Хиллы, супруги стали для неё «вторыми родителями» . Они вместе ходили в театр и на выставки, ездили в Европу, в том числе навещали родителей фон Ребай. В доме отца Хиллы в Бадене Соломон Гуггенхейм увидел две работы Бауэра и пришёл в восторг, захотел их купить и представить в Америке. Хилла к тому моменту уже вынашивала план создания «Храма Беспредметности» и не хотела, чтобы выдающиеся шедевры вошли в разрозненные коллекции. По её словам, она уговаривала Гуггенхейма не связываться с абстракционизмом, так как он был «слишком стар, а искусство слишком опережало своё время, чтобы быть принятым публикой». Его жена Ирэн Гуггенхейм была категорически против, её интересовали картины примитивистов и классических французских мастеров . Однако самого Гуггенхейма поразили беспредметники, с 1929 года он стал покупать работы Шагала , Кандинского, Пикассо , Мондриана , Леже и многих других, а консультантом выступала баронесса фон Ребай. Ведущим среди всех абстракционистов Европы Хилла продолжала считать Бауэра и убедила в этом Гуггенхейма. Когда в Германии Адольф Гитлер объявил борьбу с «дегенеративными» беспредметниками, Гуггенхейм стал собирать их картины и по идейным соображениям. В 1937-м году был учреждён фонд имени Соломона Гуггенхейма и Музей беспредметного искусства , а Хилла получила пост директора. Собрание тогда насчитывало свыше 400 картин и продолжало расти, вскоре стало ясно, что им требуется собственное пространство для демонстрации .

В 1939 году музей представил свою первую экспозицию «Art of Tomorrow» («Искусство завтрашнего дня») на временной площадке в Мидтауне . Примечательно, что одним из ассистентов в музее работал молодой Джексон Поллок . Фон Ребай составляла и писала каталоги, расширяла коллекцию фонда и продолжала создавать собственные работы . В 1930-х Хилла подружилась с Катериной Дрейер , собравшей выдающуюся коллекцию картин художников XX века, и считала себя продолжателем её дела. Фон Ребай активно работала над передвижными выставками, отправляя полотна из коллекции Гуггенхейма в музеи по всей стране. В 1946-м она открыла выставку Кандинского, на которой были представлены 227 работ и переводы его трудов «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости» .

В обществе фон Ребай имела противоречивую репутацию — ей часто приписывали роман с пожилым Соломоном Гуггенхеймом. Внук магната Питер вспоминал, что в конце концов из-за того, какое количество времени, усилий и денег дед тратил на Хиллу, «мать и бабка стали между собой называть последнюю только „The B.“, причём это „B.“ было вовсе не сокращением от „баронесса“» . Кроме того, фон Ребай наживала себе врагов среди коллег и подчинённых из-за авторитарного и непримиримого характера . В 1942 году Хиллу обвинили в шпионаже в пользу фашистской Германии . Вскоре выяснилось, что послужившие причиной для расследования слухи распускал позавидовавший её успеху Бауэр. Примечательно, что незадолго до этих событий фон Ребай ездила в Германию, чтобы внести залог и освободить Бауэра из тюрьмы, а затем помогла ему перебраться в Америку . В 1943-м обвинения были сняты и Хилла приступила к новому этапу развития фонда: строительству музея .

В течение многих лет баронесса обдумывала создание «храма беспредметности», часто в переписке обсуждая его с Бауэром . Когда Соломон Гуггенхейм согласился выделить средства на строительство, выбрать архитектора он предоставил фон Ребай. Она остановилась на кандидатуре Фрэнка Райта , который был близок ей в идеализме и мог мыслить и проектировать «вне шаблонов». Она поставила зодчему задачу создать «храм духа, монумент, не стеснённый предрассудками и историческими стилями», и предложила Райту концепцию здания без лестниц и острых углов, который плавно по спирали поднимается вверх .

Последние годы

В 1952-м, вскоре после смерти Соломона Гуггенхейма, наследники уволили фон Ребай с поста директора и отстранили от работы в фонде, а сам его переименовали в честь основателя . Из-за финансовых сложностей и споров между попечителями фонда Музей по проекту Райта был достроен и открыт только спустя 7 лет, в 1959-м, а фон Ребай не посетила его ни разу .

После увольнения из фонда Гуггенхейма Хилла основала собственный The Hilla von Rebay Foundation и ещё почти десять лет продолжала активно работать в сфере искусства. С возрастом она отошла от дел, закончив свои дни в одиночестве на своей ферме в Коннектикуте .

Память

Несколько десятилетий Хиллу фон Ребай помнили в первую очередь как первого директора музея современного искусства и «мессию» беспредметной живописи .

В 1970-х собрание Фонда Хиллы фон Ребай вошло в собрание музея современного искусства имени Соломона Гуггенхейма . Только в 1993 году директор музея Томас Кренс воздал должное вкладу фон Ребай в создание фонда и коллекции и первым опубликовал историю музея, где упоминалась её решающая роль. Первая ретроспективная выставка работ Хиллы была открыта в 2005 году .

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Hilla von Rebay // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #129962023 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Hooten, Bruce. (англ.) . Archives of American Art, Smithsonian Institution. Дата обращения: 12 октября 2020. Архивировано из 24 августа 2004 года.
  5. , с. 571.
  6. (англ.) . The Solomon R. Guggenheim Foundation. Дата обращения: 12 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  7. Johnson, Ken. . The New York Times (21 августа 2014). Дата обращения: 12 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  8. (англ.) . The New York Times (20 мая 2005). Дата обращения: 12 октября 2020. 14 ноября 2019 года.
  9. . «Коммерсантъ» (29 мая 2006). Дата обращения: 12 октября 2020. 19 октября 2020 года.
  10. Johnson, K. (англ.) . The New York Times (16 мая 2003). Дата обращения: 12 октября 2020.
  11. .
  12. Tanner, E. (англ.) . Schirn Magazine (16 декабря 2015). Дата обращения: 12 октября 2020. 17 октября 2020 года.
  13. . Deutsche Welle (21 июля 2006). Дата обращения: 12 октября 2020.
  14. , с. 572.
  15. , с. 65.
  16. .
  17. (англ.) . The Solomon R. Guggenheim Foundation. Дата обращения: 12 октября 2020. 21 октября 2020 года.
  18. Fox, Justin. (англ.) . The Denver Post (14 апреля 2017). Дата обращения: 16 октября 2020. 21 октября 2020 года.
  19. Hoffman, Barbara. (англ.) . The New York Post (10 февраля 2017). Дата обращения: 12 октября 2020. 12 ноября 2020 года.
  20. Козловский, В. . Русская служба BBC (21 октября 2009). Дата обращения: 12 октября 2020. 18 октября 2020 года.
  21. (англ.) . Guggenheim Museum Archives. Дата обращения: 16 октября 2020. 19 октября 2020 года.
  22. Kimmelman, M. (англ.) . The New York Times (18 октября 2019). Дата обращения: 12 октября 2020. 20 октября 2020 года.
  23. (англ.) . IdeelArt (17 июля 2017). Дата обращения: 15 октября 2020. 26 октября 2020 года.

Литература

  • // (англ.) / под ред. Barbara Sicherman, Carol Hurd Green. — Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1980. — P. —572. — ISBN 0-674-62732-6 .
  • Mair, Roswitha. Hans Arp’s Capers // (англ.) . — Chicago, London: The University of Chicago Press, 2018. — ISBN 978-0-226-31135-7 .
  • Rose, Joshua. (англ.) // American Fine Art magazine. — 2017. — Март/Апрель ( iss. 32 ). — P. 62—65 .
  • Spretnak, C. The Quiet Survival of Spiritual Abstract Art // (англ.) . — New York: Palgrave Macmillan, 2014. — ISBN 978-1-137-35003-9 .
  • Коллектив авторов. (англ.) . — New York: The Solomon R. Guggenheim Foundation, 1980. — ISBN 0-89207-OZ7-7.

Ссылки

  • Хиллы фон Ребай в коллекции Музея Гуггенхейма
  • Хиллы фон Ребай The Beauty of Non-Objectivity («Красота беспредметности»), каталог 2-й выставки фонда Гуггенхейма, 1937
  • работ Хиллы Фон Ребай
  • Ребай в MET
Источник —

Same as Ребай, Хилла фон