Interested Article - Марсеру, Павел Петрович
- 2020-12-03
- 1
Павел Петрович Марсеру ( фр. Paul Salvator Juli Marcerou ) — петербургский художник и архитектор французского происхождения, выпускник Императорской Академии художеств , инициатор создания журнала «Художественные сокровища России», который выходил под редакцией Александра Бенуа с 1901 по 1907 год. Владел магазином фарфоровых и фаянсовых изделий на Большой Конюшенной , 29. Погиб в камере предварительного заключения после ареста по сфабрикованному ЧК делу.
Биография
Семья и ранние годы
Павел Петрович Марсеру родился 8 августа 1860 года и стал четвёртым ребёнком в семье Петра Теофила Артура Марсеру (Petr Theophil Arthur Marcerou, 15.02.1830-9/21.04.1884) и Джоанны Аделаиды Марсеру, урождённой Кудюрье (Joanna Adelaida Coudurier, 3/15.12.1827-18.04.1906). В 1873 году Пётр Марсеру открыл магазин дамских шляп в Санкт-Петербурге на Большой Конюшенной , 29, в доходном доме статского советника Сергея Дмитриевича Башмакова .
В 11 лет Павел Марсеру был отправлен учиться в Императорское коммерческое училище , по окончании которого получил звание кандидата коммерции и почётного гражданина. В 1877 году он уже учился в Императорской Академии художеств в архитектурном классе. На третьем курсе он досрочно сдал экзамены и уехал во Францию «для отбывания воинской повинности». В июне 1881-го он выпустился из академии с серебряной медалью в звании неклассного художника. Близким другом Марсеру стал сокурсник — будущий прославленный архитектор Леонтий Бенуа .
Магазин «А. Марсеру»
После окончания учёбы Павел провёл некоторое время во Франции, в 1882 вернулся в Россию. Предположительно, именно ему принадлежала переориентировать семейный магазин на Большой Конюшенной с торговли дамскими шляпами на фарфор и фаянс. Марсеру стали закупать в Лиможе посуду, которую расписывали на заказ и по индивидуальным рисункам. Марсеру нередко сам создавал эскизы . О магазине Марсеру встречаются записи в мемуарах многих петербуржцев — например, его «красивейшие иностранные фарфоры и хрустали deluxe» упоминали Варвара Шнейдер, князь Кирилл Николаевич Голицын, а в рассказе «Люди и вещи» Екатерины Бекетовой герои обсуждали его дороговизну: тогда за 15 рублей у Марсеру можно было купить дюжину кофейных чашек, а «Толстой на те же деньги месяц кормил десять мужиков». В 1889 году Павла Марсеру упоминает заметка в газете «Неделя строителя» как присутствующего на заседании Санкт-Петербургского Общества архитекторов в качестве представителя «завода майоликовых изделий». В 1898-м Павел стал владельцем торгового дома «А. Марсеру». Вскоре его фирма удостоилась чести быть поставщиком Императорского двора .
Общественная деятельность и искусство
Павел Марсеру активно занимался общественной деятельностью: он стал одним из создателей архитектурных съездов Санкт-Петербургского общества архитекторов, за что в 1911 году был награждён Орденом Святой Анны II степени. С 1892-го он был бессменным казначеем общества, в январе 1917-го он получил чин статского советника. Марсеру устраивал художественные вечера, доходы от которых передавали вдовам членов общества . Также Павел Петрович состоял в Императорском Обществе поощрения художеств (ИОПХ), он выступал за введение уроков рисования и истории искусств в средних учебных заведениях, выработку соответствующей учебной программы. Совместно с Иеронимом Китнером Марсеру разработал проект ремесленной школы для живописцев-декораторов и гравёров, которая была создана силами ИОПХ. C 1898 по 1907 год он входил в совет редакции журнала « Зодчий », а в 1913—1916 годах — журнала «Рулевой» Российского парусного гоночного союза (сам Марсеру был яхтсменом и владел двумя яхтами) . Марсеру был также членом комиссии по изданиям Общины Святой Евгении .
В 1900 году Марсеру привлёк Александра Бенуа на пост главного редактора журнала Общества поощрения художеств, который до того «подвергался жестокому осмеянию со стороны мирискусников » за «закоренелое рутинёрство». Новый журнал общества получил название «Художественные сокровища России» и публиковался под редакцией Бенуа с 1901 по 1907 год . Бенуа так описывал Марсеру в своих мемуарах:
Это был типичный француз, и, хотя он вырос в Петербурге, говорил он по-русски с явным французским акцентом и с типично французскими интонациями. Типично французскими были и все его порывистые манеры, его горячность, его жажда играть благодетельную роль в любом художественном деле. <…> Это был необычайно симпатичный человек, и хоть трудно было отделить в нём коммерсанта (магазин Марсеру славился своей чудовищной дороговизной) от художника, то всё же можно было вполне считать его «художественной натурой» .
Марсеру активно работал как куратор и коллекционер, причём в разных областях искусства: например, в ноябре 1897 года прошла устроенная им Первая международная выставка художественных афиш, значительная часть работ на которой была взята из личной коллекции Марсеру. В 1912-м он провёл в Академии художеств выставку фарфора и фаянса английской фабрики Wedgwood .
Смерть
Павел Марсеру был жена на Александре Петровне Карманской, у супругов было трое детей: Сюзанна, Елена и Пётр. В начале 1900-х Павел Марсеру являлся членом « Союза 17 октября » . Его сын Пётр собирался жениться на дочери адмирала, фрейлине императриц Ирине Фёдоровне Дубасовой. После революции семья оказалась в крайней немилости у молодой власти. В 1920 году знакомый офицер уговорил Марсеру купить бриллиантовую брошь, чтобы вложить в неё остатки семейных денег. В день сделки всех, кто находился в квартире, арестовали — офицер оказался «агентом-провокатором» ЧК . Павлу Марсеру предъявили обвинение в том, что одна из работниц его дома не состояла в профсоюзе. Спустя два месяца ареста он умер в тюремном лазарете. Практически всё имущество семьи было конфисковано, уже в 1921-м часть фарфора из дома семьи на Большой Конюшенной оказалась в Рыбинском художественно-историческом музее . Известно, что после ареста Дубасову отправили в лагерь исправительных работ в Вологде , освободили по амнистии в 1921 году. После освобождения Пётр Павлович и Ирина Дубасова попытались выехать из России в Финляндию . В шлюпке, которая должна была перевезти их на пароход, с Петром случился приступ эпилепсии, он утонул на глазах у невесты. Дубасова смогла позднее эмигрировать и жила в Эдинбурге , о судьбе семьи Марсеру во многом известно из её мемуаров. Сюзанна Марсеру переехала жить на дачу семьи в Терийоках .
Примечания
- ↑ , с. 20—21.
- , с. 18, 22.
- ↑ .
- .
- . “Зодчий”, № 9 (1917). Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- , с. 24—28.
- , с. 314.
- , с. 315.
- Культура.ру. Дата обращения: 5 января 2023. 2 февраля 2023 года.
- , с. 26.
- , с. 112.
- , с. 30—32.
- . Терийоки. Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- .
Литература
- Карсакова, А. В. (2010). (PDF) . Терийоки . Дата обращения: 9 января 2023 .
-
Гомонова, Т. С. (2019).
(PDF)
.
Открытые слушания «Института Петербурга», 2017-2018
: 18–35.
{{ cite journal }}
: no-break space character в|title=
на позиции 23 ( справка ) - Байдин, В. . — СПб. : Алетейя, 2021. — ISBN 978-5-00165-302-8 .
- Бенуа, А. Н. . — М. : Рипол Классик, 1980. — ISBN 9785517954732 .
- Зевелев, А. И. . — РОССПЭН, 2000. — P. 112.
- Николаева, Е. В. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2016. — № 4 (29) .
- 2020-12-03
- 1