Interested Article - Каменский, Павел Павлович (скульптор)

Па́вел Па́влович Каме́нский (младший) — российский скульптор, художник Императорского Мариинского театра , сын писателя Павла Каменского . Автор серии фигур « Народности России ».

Биография

Ранние годы и образование

Павел Каменский родился в Петербурге 16 апреля 1858 в семье писателя Павла Каменского и Марины Фёдоровны Толстой, дочери скульптора Фёдора Толстого . Павла крестили в Симеоновской церкви , в августе 1869-го он поступил на обучение в Первый Кадетский корпус , а в 1874-м — в Академию художеств . За годы в академии он был несколько раз награждён медалями за успехи. В 1885-м Каменский выпустился в звании классного художника второй степени. Его дипломная работа — статуя «Офелия» — стала одним из самых известных работ Каменского, в 1891 году её изготовили в терракоте на Императорском фарфоровом заводе .

24 апреля 1883 года Каменский венчался с Александрой Николаевной Философовой, дочерью генерал-лейтенанта Николая Илларионовича Философова . За годы брака у Александры Николаевны и Павла Павловича родилось четверо детей .

1 апреля 1886 года Каменский поступил на службу в Дирекцию Императорских театров в должности скульптора, смотрителя бутафорской мастерской, и очень быстро стал его незаменимым сотрудником. Талант Каменского отмечал директор Императорских театров Владимир Всеволожский, уже в ноябре 1886-го писавший, что не было в дирекции «ни одного лица, способного по таланту, опытности и усердию заменить Каменского в специально-сложных и спешных работах» .

Работы

Павел Каменский много работал над театральными постановками Мариинского театра, в числе прочих, создав декорации к « Лебединому озеру », и торжествами императорской семьи . Он является автором костюмов к балету « Капризам бабочки » Мариуса Петипа , парадного спектакля по случаю венчания Великого князя Павла Александровича с греческой принцессой Александрой Георгиевной . После премьеры Каменский преподнёс в подарок Александре Георгиевне альбом рисунков, созданный при работе над балетом. Альбом настолько понравился Великой княгине, что она в благодарность подарила художнику перстень с личным вензелем . В мае 1896 года Каменский работал над оформлением торжественной коронации Николая II , за что был награждён орденами Святой Анны и Святого Станислава 3-й степени .

В 1892 году Каменский создал входной портал в Русский отдел для Венской международной музыкальной и театральной выставки. Композиция из папье-маше высотой в 17 метров включала изображения вяряга, витязя, стрельца и запорожского казака, была раскрашена под изразцы и венчалась Малым Императорским гербом .

В 1893-м Каменский принял участие в работах по перестройке Мариинского театра, которые возглавлял Василий Шрётер. Для нового фасада скульптор создал статуи композиторов М. А. Глинки и А. Н. Серова, а также две фигуры грифонов .

1 августа 1901 года Каменский уволился из Дирекции Императорских театров в связи с резким ухудшением здоровья . К тому моменту распался и брак с Философовой .

После ухода из дирекции Каменский оказался в крайне затруднительном положении, нуждался в деньгах и получал мало заказов. Спасительным оказалось предложение управляющего Императорским фарфоровым заводом Николая Вольфа , который в 1907-м пригласил Каменского на должность главного скульптора серии фигур « Народности России », которая должна была быть выпущена в честь 300-летия дома Романовых . Каменский успел создать свыше 150 моделей — для них он опирался на широкий ряд исторических, этнографических и антропологических материалов из коллекций Кунсткамеры и музея Александра III . Полноразмерные фарфоровые фигуры серии предназначались для музеев, а их уменьшенные копии поступали в продажу. Многие из них неоднократно перевыпускались и могут быть изготовлены по сей день .

Из сохранившихся скульптур Каменского известны: бюст Грибоедова в Царском фойе Александринского театра , там же — бюсты Гоголя и Фонвизина в Актёрском фойе. В Третьяковской галерее хранится мраморная скульптура «Без няньки», которую Каменский создал ещё во время учёбы в Академии художеств. Гипсовый портрет актёра Павла Мочалова хранится в Государственном театральном музее имени Бахрушина . Могилу композитора Петра Чайковского на Тихвинском кладбище украшает бюст работы Каменского .

Примечания

  1. , с. 161.
  2. , с. 101.
  3. , с. 688.
  4. , с. 107.
  5. , с. 102—105.
  6. , с. 104.
  7. .
  8. .
  9. , с. 109.
  10. , с. 106.
  11. , с. 250.
  12. , с. 106—107.
  13. , с. 101—103.

Литература

  • Чернышова-Мельник, Н. . — Новое литературное обозрение, 2022. — ISBN 978-5-4448-1757-5 .
  • Максимов, О. А. / под ред. Мангутова С. Д.. — Открытые слушания «Института Петербурга» : ежегодные конференции по проблемам петербурговедения, 2019–2020 гг. — СПб. , 2021. — С. 100—111.
  • Гаевский, В., Погожев, В., Барковец, О. . — Кучково поле, 2016. — ISBN 978-5-9950-0579-7 .
  • Коллектив авторов. // Государственная Третьяковская галерея: Скульптура XVIII-XIX веков (2000) . — «Красная площадь», 2000. — С. 161.
  • Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за триста лет . — Эрмитаж, 2004. — Т. 1. — С. 250. — 275 с. — ISBN 978-5-93572-325-5 .
  • Носович, Т. Н., Попова, И. П. . — СПб. : Санкт-Петербург Оркестр, 2005. — С. 688. — 752 с. — ISBN 5-87685-062-4 .

Ссылки

  • Каменского из серии «Народности России», музей Кусково
Источник —

Same as Каменский, Павел Павлович (скульптор)