Interested Article - Джон Пол Джонс (музыкант)

Джон Пол Джонс ( англ. John Paul Jones ; настоящее имя Джон Ри́чард Бо́лдуин ( John Richard Baldwin ); 3 января 1946 года , (англ.) , Кент , Англия ) — британский музыкант - мультиинструменталист , музыкальный продюсер , композитор , аранжировщик .

Наиболее известен как басист и клавишник группы Led Zeppelin . В 2011 году признан одним из лучших бас-гитаристов всех времён согласно опросу, проведённому журналом Rolling Stone . Также занял 14-е место в списке 50 величайших басистов всех времён по версии редакции того же журнала .

Биография

Детство и юность

Джон Болдуин родился 3 января 1946 года в Сидкапе, графство Кент (ныне часть Большого Лондона ). Псевдоним «Джон Пол Джонс» ему предложил взять приятель Эндрю Луг Олдхэм (в будущем — менеджер Rolling Stones ): источником вдохновения послужил французский постер к фильму с тем же названием . Джон начал играть на фортепиано в возрасте шести лет под руководством отца — аранжировщика и саксофониста Джо Болдуина, участника многих биг-бэндов 1940—1950-х годов, в частности, (англ.) . Мать также работала в музыкальном бизнесе: это позволяло всем троим давать семейные концерты и даже проводить небольшие гастроли по стране .

В числе ранних влияний будущий басист называл блюз Большого Билла Брунзи , джаз Чарли Мингуса и фортепианные концерты Сергея Рахманинова . К серьёзному изучению музыки Джонс приступил в Крайст-колледже ( , Лондон ). В возрасте 14 лет он был приглашён органистом и руководителем хора в местную церковь. Тогда же он приобрёл свою первую электрогитару (Dallas), затем сменил её на бас Fender Jazz Bass , прослуживший ему до 1975 года. Под впечатлением от сольной партии в «You Can’t Sit» (англ.) Джон Пол Джонс принял решение окончательно переключиться на бас-гитару .

Начало музыкальной карьеры

Впервые участником рок-группы (она называлась The Deltas) Джон Пол Джонс стал в возрасте 15 лет. Затем он перешёл в лондонский джаз-роковый состав Jett Blacks, где играл, в частности, Джон МакЛафлин (впоследствии виртуоз гитары, лидер Mahavishnu Orchestra ). В 1962 году Джон Пол Джонс познакомился с (англ.) и (англ.) , только что покинувшими The Shadows , и в течение двух следующих лет играл в их ансамбле (последний остался в истории с хитом «Diamonds»: в записи его Джонс участия не принимал, зато здесь отметился Джимми Пейдж ).

В 1962—1963 годах Джон Пол Джонс принял участие в более чем ста студийных сессиях, а в 1964 году, рекомендованный Тони Миэном, стал кадровым сессионником Decca Records , тогда же выпустив первый сольный сингл «Baja»/«A Foggy Day In Vietnam», записанный продюсером Эндрю Лугом Олдэмом .

В течение трёх последующих лет он — в качестве бас-гитариста, клавишника, аранжировщика — сотрудничал со многими известными исполнителями. В их числе были Rolling Stones ( Their Satanic Majesties Request : аранжировка струнных в «She’s A Rainbow»), Herman's Hermits , Донован («Sunshine Superman», «Mellow Yellow»), Джефф Бек , Кэт Стивенс , Род Стюарт , Ширли Бэсси , Лулу , Дасти Спрингфилд (с ней он провёл и серию концертов Talk of the Town ), Клифф Ричард и другие .

В какой-то момент Клифф и The Shadows почти «отменили» всю будущую историю Led Zeppelin , попытавшись уговорить Джонса заменить в их составе ушедшего басиста Брайана «Ликорис» Локинга (в конечном итоге свой выбор они остановили на Джоне Ростилле). Услышав аранжировку «Sunshine Superman», продюсер стал регулярно приглашать Джона Пола Джонса к участию в своих проектах ( Том Джонс , Нико , , и др.). «К 1968 году я выдавал по 50-60 аранжировок в месяц и начал чувствовать, что это меня убивает», — вспоминал Джон Пол Джонс.

Led Zeppelin : 1968—1980

Работая в студиях, Джонс время от времени пересекался с другим ветераном сессионной работы, Джимми Пейджем . К плотному сотрудничеству оба приступили в 1967 году , в ходе работы над альбомом группы The Yardbirds , к которой Пейдж присоединился в июне 1966 года. Зимой того же года, во время работы над альбомом The Hurdy Gurdy Man Донована, Джонс прямо заявил Пэйджу, что будет рад, если тот пригласит его в свой следующий проект. Несколько месяцев спустя The Yardbirds распались, оставив Пейджа и бас-гитариста Криса Дрейю с грузом гастрольных обязательств. Последний решил выйти из проекта и посвятить себя работе профессионального фотографа; Джонс тут же предложил себя на его место и был с готовностью принят. «Он имел настоящее музыкальное образование, генерировал блестящие идеи, так что я решил не упускать этот шанс», — вспоминал Пейдж. Как только к дуэту присоединились Роберт Плант и Джон Бонэм , началась новая история: стремительного взлёта Led Zeppelin .

В течение многих лет Джонса принято было считать самым «малозаметным» участником квартета, однако это в большей части касалось его (сравнительно сдержанной манеры) поведения на сцене и в жизни . Вклад Джона Пола Джонса в музыкальное творчество группы не подлежит сомнению: важнейшие (с этой точки зрения) вещи — « What Is and What Should Never Be » и « Black Dog » (выстроенные на уникальных басовых риффах), « The Rain Song » и « Trampled Under Foot » (где его основным инструментом был меллотрон). Именно Джонс исполнил (записанную с троекратным наложением) партию блокфлейты в « Stairway to Heaven ».

Как и Джон Бонэм, Джонс живо интересовался фанк - и соул -ритмами: экспериментальный подход ритм-секции к своему делу с самого начала выделял Led Zeppelin из общего числа «тяжелых» групп. В концертных программах основное пространство для клавишных импровизаций Джонса предоставляла композиция « No Quarter »: сюда он нередко включал фрагменты произведений классических композиторов (в частности, Рахманинова ). На концертах и в студии Джонс обычно использовал бас Fender Jazz Bass, со второй половины 70-х — Alembic Series II Omega Bass. Кроме того, в его арсенале были необычная «тройная» (6 + 12 струн) акустическая гитара и мандолина.

Что же касается гастрольных эксцессов, то сам Джонс утверждал, что получал от гастрольного образа жизни удовольствие не меньшее, чем остальные участники; более того — «позволял себе многое, но действовал скрытно». Характерно в этом смысле высказывание Бенуа Готье (представителя Atlantic Records во Франции), который писал: «Самым мудрым участником Led Zeppelin был Джон Пол Джонс: он ни разу не попадался».

После появления песни «Royal Orleans» (из альбома Presence ) возникли предположения, что сюжет её — о человеке, который по ошибке «снимает» трансвестита, приводит его к себе в номер и засыпает с окурком в руке, вызывая пожар, — имеет отношение к тому, что реально произошло с Джоном Полом Джонсом в новоорлеанском отеле Royal Orleans . В 2007 году, отвечая на вопрос корреспондента журнала Mojo , Джонс подтвердил обоснованность этих предположений :

Трансвеститы были, вообще-то друзьями < гастрольного менеджера > Ричарда Коула: нормальные, дружелюбные ребята — мы познакомились с ними в баре. Никакой ошибки с моей стороны не было (это кое-кто другой, и в другой стране принял «транни» за девушку): мы со «Стефани» вполне осознанно оказались в моем номере, раскурили по косяку, я заснул с непотушенной сигаретой, а проснулся, когда вокруг уже суетились пожарные.

Мэтт Сноу. Mojo, 2007

Участие в Led Zeppelin не мешало Джонсу продолжать карьеру сешшнмена. В 1969 он сыграл на бас-гитаре в альбоме A Way of Life вокальной группы , в 1970 исполнил все партии клавишных на сольном альбоме гитариста Fleetwood Mac Питера Грина The End of the Game . В 1974 году соул-певица пригласила Джонса аранжировать её альбом Comin' Atcha . В качестве клавишника он участвовал в записи нескольких альбомов Роя Харпера и сотрудничал с («Back to the Egg»).

После 1980

Джон Пол Джонс на сцене. Октябрь 2009 года

В числе исполнителей, с которыми сотрудничал Джонс после 1980 года, — Heart , Бен Э. Кинг , Foo Fighters , The Mission , Брайан Ино , Butthole Surfers . Несколько раз он записался в студии с Полом Маккартни и принял участие в создании саундтрека Give My Regards to Broad Street . В 1985 году по просьбе режиссёра Джонс написал музыку к фильму «Scream for Help» (где выступил также в качестве вокалиста); в двух композициях здесь сыграл Джимми Пейдж. В 1994 году Джон Пол Джонс записал с Диамандой Галас альбом The Sporting Life , после с ней же провел большое турне.

Создав собственную студию Sunday School , Джонс занялся вокальной карьерой своей дочери, Джасинды Джонс ( англ. Jacinda Jones ). В 1999 году (на лейбле Роберта Фриппа ) вышел его первый сольный альбом Zooma , за которым последовал The Thunderthief . В гастрольных турне Джонса сопровождали Ник Беггс (стик) и Терл Брайант (ударные).

В 2004 году Джон Пол Джонс провёл гастроли с группой , образованной Гленном Филлипсом (в прошлом — фронтменом ) вместе с музыкантами группы . Он сыграл на альбоме In Your Honor ( Foo Fighters ) в двух треках: «Another Round» (мандолина) и «Miracle» (фортепиано).

В качестве студийного продюсера Джонс записал альбомы Children ( The Mission ) и Outta Sight, Outta Mind ( The Datsuns ). На концерте-трибьюте Сиду Барретту в Лондоне он вместе с и Руби Райтом исполнил «Gigolo Aunt».

Начиная с 4 августа 2009 года Джон Пол Джонс — участник группы Them Crooked Vultures , о создании которой ходили слухи с 2005 года. Помимо него здесь играют экс-ударник Nirvana , фронтмен Foo Fighters Дэйв Грол , а также лидер Queens of the Stone Age Джош Хомм .

Дискография

Сольные альбомы

Фильмография

Примечания

  1. от 24 апреля 2012 на Wayback Machine (рус.)
  2. (1 июля 2020). Дата обращения: 17 декабря 2020. 25 марта 2021 года.
  3. Charlotte Dillon. . www.allmusic.com. Дата обращения: 22 марта 2010. 23 февраля 2012 года.
  4. Led Zeppelin In Their Own Words . Под редакцией Пола Кендалла. 1981, Лондон, Omnibus Press. ISBN 0-86001-932-2 , p. 17.
  5. . en.allexperts.com. Дата обращения: 22 марта 2010. 23 февраля 2012 года.
  6. . www.johnpauljones.com. Дата обращения: 22 марта 2010. 23 февраля 2012 года.
  7. Дэйв Льюис, 2004. The Complete Guide to the Music of Led Zeppelin, Лондон: Omnibus Press, ISBN 0-7119-3528-9 , p. 77
  8. Сноу, Мэт, «The Secret Life of a Superstar», Mojo magazine , декабрь 2007 года.

Ссылки

Источник —

Same as Джон Пол Джонс (музыкант)