Певец джаза
- 1 year ago
- 0
- 0
«Мы из джаза» — советская музыкальная комедия 1983 года режиссёра Карена Шахназарова по сценарию Александра Бородянского и Шахназарова. Снят Творческим объединением комедийных и музыкальных фильмов киностудии « Мосфильм » осенью 1982 года . В широкий прокат картина вышла 6 июня 1983 года . Телевизионная премьера фильма состоялась 29 июня 1986 года по Первой программе ЦТ .
Фильм стал лидером по кассовым сборам среди советских полнометражных фильмов, за год проката его посмотрело 17,1 миллионов зрителей, картину закупили для просмотра 46 стран. Лента была отмечена призами на кинофестивалях . Признан «лучшим музыкальным фильмом года» читателями журнала « Советский экран » . Диплом за лучший комедийный фильм на III Всесоюзной неделе-смотре работ молодых кинематографистов в Кишинёве (1983) . Дипломы Международных кинофестивалей в Лондоне , Чикаго , Белграде , Гонконге (1983). Специальный приз жюри за талантливое решение молодёжной темы средствами музыкальной комедии и приз за лучшее исполнение женской роли Елене Цыплаковой на IV фестивале молодых кинематографистов в Москве (1984) . Специальный приз жюри Международного кинофестиваля музыкальных фильмов в Гренобле ( Франция , 1984) . Серебряная медаль на Международном кинофестивале фильмов о джазе в Лодзи ( Польша , 1984). В 1986 году режиссёр Шахназаров стал лауреатом премии Ленинского комсомола за развитие жанра музыкальной комедии в фильме .
В 1926 году студента Одесского музыкального техникума Костю Иванова увлекает новое направление в музыке — джаз . За это увлечение его, комсомольца , выгоняют из техникума.
Костя хочет создать свой джаз-банд . По объявлению к нему приходят два друга- музыканта , бродячих артиста — Стёпа Грушко и Жора Рябов. Стёпа играет на банджо и трубе , а Жора — на скрипке и ударных . Константин заинтересовывает их джазом, и новоиспечённый джаз-банд начинает репетиции. Первое же выступление заканчивается потасовкой со слушателями, и Степан принимает решение — они с Жорой уходят. Костя в отчаянии, но тут появляются два « джентльмена », приглашающих джаз-банд сыграть на юбилее некоего «Папы».
В результате выступления для «Папы», который, как оказалось, был авторитетным вором , музыканты попадают в камеру милиции . В камере джазисты знакомятся с Иваном Ивановичем Бавуриным, который оказывается необходимым для полноценного джаз-банда саксофонистом , так как ранее играл в Лейб-гвардейском Преображенском полку на саксофоне.
Вместе с Иваном Ивановичем группа отправляется покорять Москву . Но там уже есть весьма успешный джазовый оркестр . Константин пытается привлечь в свой коллектив известную зарубежную джазовую певицу Клементину Фернандес, но мероприятие заканчивается для группы потерей как самой певицы, так и последних денег. Прослушивание перед комиссией на предмет разрешения играть в саду « Эрмитаж » также кончается неудачно: джаз-банд получает разгромную критику от руководителя оркестра Орлова.
Константин в отчаянии. Ударник и саксофонист вспоминают, что Костя когда-то упоминал о некоем капитане из Ленинграда , теоретике по джазу, по фамилии Колбаскин. И возникает мысль, что хорошо бы, если бы он высказал позитивное мнение о Костином творчестве. Но поскольку найти его затруднительно, друзья находят на улице человека, который согласился сыграть Колбаскина. В самый последний момент оказывается, что музыканты ошиблись: фамилия капитана вовсе не Колбаскин, а Колбасьев . Человек же, который должен был его сыграть, почему-то начинает упираться. Это вызывает весёлую реакцию со стороны Кости, и он выходит из хандры.
Героев приютил начальник « Ассоциации пролетарских музыкантов », большой поклонник джаза. Надежда вспыхнула с приходом одесской подружки Катьки, но она их бросила, поскольку была не уверена ни в успехе новой группы, ни в любви Кости. Костя остаётся с товарищами, и вместе они надеются на успех, который обязательно к ним придёт… И когда всё начало налаживаться, джаз в Советской России был объявлен «вне закона». Но на концерт был заблаговременно приглашён настоящий капитан Колбасьев…
Эпилог . Прошло много лет. 1982 год . Постаревшие друзья, ныне именитые музыканты, выступают перед широкой аудиторией в столичном киноконцертном зале « Октябрь ». Герои состарились, но остались верны себе .
По словам режиссёра Карена Шахназарова , работая над сценарием, они старались с Александром Бородянским подробнее узнать о периоде середины 20-х годов, когда в СССР появились первые джазовые коллективы. Создателям помогла книга Алексея Баташева «Советский джаз» (1972) и беседы с руководителем одного из первых джаз-оркестров Александром Варламовым .
Роль Кости Иванова изначально должен был сыграть Дмитрий Харатьян , но его кандидатуру отклонил худсовет . Игорь Скляр в это время снимался в соседнем павильоне и однажды столкнулся с режиссёром Шахназаровым, который вспомнил его работу в фильме «Только в мюзик-холле» и сразу предложил попробоваться на главную роль .
Джазовый музыкант Александр Варламов помог придумать сюжет с американской оперной певицей, которая приехала в СССР совершенствовать своё искусство. Это был реальный случай из его жизни. Американку в фильме сыграла Лариса Долина . 10 ноября 1982 года во время съёмки приезда певицы на вокзал прибежало руководство вокзала и потребовало, чтобы они прекратили веселье, поскольку «Брежнев умер, и в стране траур». На что Шахназаров позвонил директору студии «Мосфильм», и тот разрешил съёмки с условием, что музыканты будут играть музыку потише .
В одном из последних эпизодов фильма герои Елены Цыплаковой и Игоря Скляра бьют чечётку. Обучал их профессиональный чечёточник Владимир Кирсанов , а на репетицию было потрачено три месяца. А пела за актрису профессиональная певица Ольга Пирагс , чей голос был записан на фонограмму перед съёмкой эпизода. Песню про чемоданчик за актёра Александра Панкратова-Чёрного пел оператор картины Владимир Шевцик .
В фильме использовано много джазовой музыки в исполнении эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла (соло на рояле ) и архивные записи 1920-х годов .
В фильме исполнены песни Марка Минкова «Спасибо, музыка» и «Старый рояль» на стихи Дмитрия Иванова ; солисты: Ольга Пирагс , Игорь Скляр , Лариса Долина , Владимир Шевцик , Николай Аверюшкин (в списке исполнителей песен не указан).
В 1983 году в октябрьском номере журнала « Спутник кинозрителя » кинодраматург Фархад Агамалиев отметил, что музыкальная комедия «Мы из джаза» представляет собой великолепно стилизованный под импровизацию рассказ о времени 20-х годов, когда из-за тяги к джазу как «элементу буржуазной культуры» можно было пострадать .
В 1983 году в ноябрьском номере журнала « Советский экран » кинокритик Валерий Семеновский пришёл к выводу, что создатели фильма предприняли попытку возродить и продолжить традицию советского джаза, однако фильму не хватает «парадоксальной неотразимости», которая была присуща картинам « Цирк » и « Весёлые ребята » .
В 1984 году в июньском номере журнала « Искусство кино » кинокритик Валерий Кичин упомянул о хронологических неувязках в фильме, например, картина повествует о зарождении советского джаза в Одессе, но, приехав в столицу, герои попадают на концерт уже сложившегося профессионального джаз-бэнда, что не соответствует легенде. По мнению автора, у фильма не было шумного успеха в кинозалах, поскольку создателями не учтены музыкальные вкусы и пристрастия нынешних молодых зрителей, которые, согласно статистике, являются основными посетителями залов .
В 1984 году в июльском номере журнала «Советский экран» композитор Юрий Саульский отметил, что ретро-музыка Анатолия Кролла вместе с песнями Марка Минкова очень точно воссоздала «дух эпохи, когда делал свои первые шаги советский джаз» .
В 1984 году в октябрьском номере журнала « Мелодия » кинокритик Андрей Колосов подчеркнул, что наш кинематограф дважды обращал свой взор на джазовых музыкантов: « Весёлые ребята » (1934) и «Мы из джаза» (1983). Фильм возвращает зрителей в 1920-е годы — эпоху зарождения советского джаза, причём не воссоздаёт историю какого-либо подлинно существовавшего джазового ансамбля, а скорее рассказывает зрителю об этом времени. Автор добавил, что фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Музыка из кинофильма „Мы из джаза“», автором которой является известный джазовый музыкант, дирижёр и композитор Анатолий Кролл .
В 2001 году фильм был полностью отреставрирован киновидеообъединением «Крупный план» совместно с компанией «Крупный план диджитэл». Материалы для реставрации были предоставлены Госфильмофондом России . Результат был выпущен на DVD в 2002 году и дополнен 20-минутным интервью с Шахназаровым . В 2010 году компания «Цифровой элемент» совместно с киноконцерном « Мосфильм » заново покадрово оцифровала фильм с исходного негатива и отреставрировала под формат высокой чёткости, выпустив его на Blu-ray . «Мосфильм» также опубликовал эту версию на YouTube 12 августа 2011 года. В 2018 году «Крупный план» выпустил коллекционное издание фильма на Blu-ray + DVD из серии « ». В июле 2021 года «Мосфильм» обновил качество фильма на YouTube до разрешения 4K . Цифровая реставрация изображения и звука была выполнена самим киноконцерном .