Interested Article - Штетл

Штетл ( идиш שטעטל ‎ — « городок » или еврейское местечко ) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста . Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское , Литва , Белоруссия , Бессарабия , а также часть территории современной Украины , которая была расположена в южных губерниях Российской империи . Языком еврейских местечек был идиш .

Образ штетла используется как метафора для обозначения традиционного образа жизни восточно-европейских евреев, их бытового и культурного уклада, а также как символ утерянного традиционного мира восточно-европейского еврейства.

Еврейские местечки изображаются, как правило [ кем? ] , благочестивыми общинами, которые следуют законам ортодоксального иудаизма , неизменными и социально стабильными, несмотря на жизненные тяготы.

Цепь исторических событий на рубеже XIX—XX веков и последовавший за ними Холокост привели почти к полному уничтожению еврейских местечек и европейской идишской культуры.

История

Черта оседлости

История старейших еврейских поселений в Восточной Европе началась около тысячелетия назад. Она видела периоды относительного спокойствия, терпимости и процветания, а также периоды тягот, крайней нужды и погромов .

В XV XVI веках еврейские местечки стали появляться на территориях, опустевших из-за набегов крымских татар , а также на землях польской короны. Как польские короли, так и польские магнаты стремились привлечь в запустевшие места, в сельскую местность переселенцев — для развития края, подъема ремесла и торговли.

Во второй половине XIX столетия начался упадок штетлов. Этому способствовало строительство железных дорог, проходившее через небольшие города и, как следствие, изменившаяся экономическая ситуация. Увеличение количества сельских торговцев и ремесленников, улучшение транспортных средств между деревнями и городами отменили необходимость местечек, как посредников между сельскохозяйственными поселениями и торговыми центрами. Взаимная зависимость между евреями и их соседями была нарушена. Волна погромов прокатилась по всей черте оседлости в 1881—1884 годах, опираясь на попустительства и поощрения со стороны правительств. Еще более тяжелые волны погромов прошли в период с 1903 по 1906. Многочисленные нападения на евреев происходили в ходе военных действий, которые охватывали Восточную Европу в ходе Первой мировой войны , Гражданской войны в России , польско-украинской и советско-польской войны .

В свете этих событий евреи (особенно молодые) начали покидать штетлы, искать возможности для образования, занятости и карьеры в крупных городах. Политические и идеологические течения и движения начали подрывать традиционный местечковый уклад жизни, который теперь все менее удовлетворял новые поколения. Политика царского правительства вкупе с активностью право-монархического движения во многом способствовала массовому участию евреев в революционном движении. Многие из бывших жителей местечек мечтали насладиться плодами освобождения и эмигрировать в Центральную и Западную Европу, или добраться до Америки, открывающей новые возможности — или участвовать в сионистском движении и присоединиться к первым поселенцам на Земле Израиля . После падения Российской Империи и конца господства самодержавия евреям было разрешено селиться в городах Советского Союза. В целом, начиная с конца XIX века и в первые десятилетия XX века, около двух миллионов евреев покинули черту оседлости.

С исчезновением большинства евреев Центральной и Восточной Европы в Холокосте местечко как явление перестало существовать. Общины «Эрец Штетл» были уничтожены нацистскими айнзатцгруппами в ходе массовых убийств еврейского населения во время Великой Отечественной войны , а впоследствии во время истребления в лагерях смерти как части плана « Окончательного решения еврейского вопроса ».

Культура и фольклор

И. Л. Аскназий «Еврейская свадьба с клезмером », 1893 г.
Еврейское кладбище штетла Меджибож

Основным языком штетлов был идиш . В местечке обязательно была синагога , а управлялся штетл кагалом . В каждом местечке были школы ( хедер ) для еврейских детей, в которых преподавали меламеды . По обыкновению авторитетом еврейской общины пользовались раввины или цаддики , однако официально судьей был даян . Впрочем, связь штетлов с царской администрацией осуществлял урядник . Центром местечка была базарная площадь. В местечках евреи занимались не только торговлей, но и ремеслом (евреи были молочниками и портными , мельниками и сапожниками , бондарями и кузнецами , винокурами и пивоварами ), держали корчмы для путешественников. С развитием железных дорог местечки стали приходить в упадок. Праздничным временем были дни Пурима , Песаха и Рош Хашана . Из еды привычна была хлеб, лапша и клецки . Евреи старались соблюдать кашрут , поэтому ели только то мясо, которое было заготовлено специальным человеком шойхетом . Жизнь местечка глубоко проникла в произведения еврейских писателей и художников, таких как Шолом Алейхем , Ицхок Башевис-Зингер , Шмуэль Йосеф Агнон , Двора Барон , Марк Шагал , Герман Штрук . Культура идиш, расцвет которой пришелся на 1920-е — 1930-е годы в городах Польши и Литвы, в значительной степени основана на жизненных и культурных ценностях, рожденных в еврейских местечках.

Особое место в еврейском фольклоре и народном юморе занимает город Хелм на востоке Польши. Фольклор обыгрывает его название, которое в устах еврейских жителей окрестных местечек звучало как Хе́лем, сходно с идиш חלם ‎ — «сновидение, мечта». «Хелемские мудрецы» — олицетворение наивности, а Хелем — знаменитый «город мечтателей и фантазёров». Многочисленные истории рассказывают о том, как в решении стоящих перед ними задач жители Хелема прямолинейно применяют абстрактные принципы на практике, что приводит к комическим результатам. Первая литературная обработка рассказов о хелемских мудрецах была напечатана в 1867 г., её автором считается А. М. Дик .

Вымышленный городок «Касриловка» из рассказов Шолом-Алейхема , где в основном и происходят все его истории, стал символом заброшенного еврейского захолустья, где обитают «маленькие люди» с большими мечтами.

Примеры

Самые [ источник не указан 1317 дней ] известные [ источник не указан 1317 дней ] еврейские местечки :

Примечания

  1. Геллер М. Я. История Российской империи. В трех томах. М.: Издательство «МИК», 1997 ISBN 5-87902-073-8 ISBN 5-87902-074-6 от 25 января 2012 на Wayback Machine
  2. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 19 мая 2019 года.
  3. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 29 декабря 2018 года.
  4. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 29 декабря 2018 года.
  6. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  7. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  8. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.
  9. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 29 декабря 2018 года.
  10. . Дата обращения: 28 декабря 2018. 28 декабря 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Штетл