Interested Article - Числа (роман Пелевина)
- 2020-09-18
- 1
«Числа» — пятый роман Виктора Пелевина , опубликованный в 2003 году в составе авторского сборника « ДПП (NN) » .
Сюжет
Роман о жизни советского мальчика по имени Стёпа, прибегающего к магии чисел . Сначала он выбирает цифру 7 в качестве своего покровителя, но затем меняет свой выбор в пользу числа 34. Во-первых, семерке «поклонялись» многие известные люди, и Степа оценил свои шансы «быть услышанным» числом 7 как минимальные. Во-вторых, сумма 3 и 4 дала те же семь. С этим числом Стёпа идёт по жизни. Он связывает свои успехи с числом 34, а неудачи — с его антиподом, числом 43. Во всём что его окружает, он ищет знаки своего числа (например, вилка — 3 просвета, 4 зубца). Цифрология — это его религия. Христианство Стёпа не стал выбирать в качестве своего духовного ориентира, так как по его мнению там Бог представлен в образе « мстительного и жестокого самодура, которому милее всего запах горелого мяса » .
В позднюю горбачёвскую эпоху Стёпа занялся бизнесом. Начал он с продажи компьютеров, а затем стал банкиром . При принятии жизненных решений он руководствуется магией чисел (например, наличием чисел 34 или 43 в номере договора). Действуя таким образом, он оказывался успешнее коллег, принимавших рациональные решения: « Эпоха и жизнь были настолько абсурдны в своих глубинах, а экономика и бизнес до такой степени зависели от чёрт знает чего, что любой человек, принимавший решение на основе трезвого анализа, делался похож на дурня, пытающегося кататься на коньках во время пятибалльного шторма » .
Отношения с противоположным полом у Стёпы долгое время не складывались, так как он требовал от своей избранницы соответствия своему сакральному числу. Были у него и другие требования. Она должна была « Чувствовать его душу, но не лезть в неё слишком далеко. Ей следовало знать о его отношении с числами, но не всё ». Однако затем у него начинаются отношения с Мюс, филологом из Англии. Стёпа обнаруживает, что её сакральным числом является 66. А слившись воедино числа 34 и 66 образуют число 100, символизирующее вечность .
Вскоре Стёпа обнаруживает, что другой российский банкир из той же весовой категории и вращающийся в аналогичных кругах, выбрал число 43 в качестве своего личного покровителя. Встречу с этим человеком ему предсказала задолго до этого болгарская ясновидящая. Когда Степе исполняется 43 года, это обстоятельство доставляет ему немало хлопот, ставит его в крайне неудобные ситуации, подрывает равновесие его внутреннего мира.
Особенности
Роман связан с десятками классических произведений русской литературы: « Преступление и наказание », « Братья Карамазовы » Достоевского , « Мелкий бес » Сологуба , « Два капитана » Каверина , « Архипелаг ГУЛАГ » Солженицына , также имеются многочисленные отсылки к произведениям Толстого , Пушкина (в частности, « Евгений Онегин ») и Маяковского . Диалог с европейской и американской литературой представлен отсылками к Шекспиру (« Гамлет », « Ромео и Джульетта »), Стендалю (« Красное и чёрное »). Д. Л. Быков написал, что роман — « гомерический трагифарс да вдобавок одно из лучших художественных исследований синдрома навязчивых состояний» в мировой литературе .
Персонажи
Степан Аркадьевич Михайлов (Стёпа) — главный герой романа. Он бизнесмен и владелец банка. В юности он выбрал себе тотемное число 34, с которым идёт по жизни. Своей девушке Стёпа напоминает покемона Пикачу , но сам он позднее начинает отождествлять себя с волком . Своей сущностью он считает Солнце . Фактически Стёпа является alter ego Пелевина, несмотря на свой ограниченный кругозор и существенно бо́льшие заработки .
Георгий Варфоломеевич Сракандаев (Жора) — полная противоположность Стёпы, его «Лунный брат». Владелец банка. Его тотемное число 43, а светило — Луна. Отождествляет себя с ослом и имеет прозвище «Ослик семь центов». Является пассивным гомосексуалом, во время полового акта надевает повязку с белыми ушами и издаёт ослиные звуки . Является поклонником современного искусства. В имени персонажа зашифрованы имена генерального директора издательства « Вагриус » Анатолия Скорондаева и его заместителя Георгия Быковского, на которых Пелевин затаил обиду из-за низких гонораров . Осёл является эмблемой издательства «Вагриус», а семь центов за экземпляр, согласно легенде, — это максимальный гонорар, который издательство предложило Пелевину .
Мюс Джулиановна — девушка Стёпы. Филолог из Англии . Внешне напоминает кошку. Ассоциирует себя с покемоном-злодеем Мяутом , чтобы быть похожим на которого добавила к своей причёске длинные параллельные иглы из волос. Её тотемное число 66 .
Леонид Лебёдкин — офицер ФСБ, крышующий Стёпу и Сракандаева. Убил предыдущую крышу Стёпы, братьев Ису и Мусу. Сравнивает себя с джедаем . Имя персонажа отсылает к капитану Лебядкину из « Бесов » Достоевского .
Простислав — духовный наставник Стёпы и главный консультант чайного клуба «ГКЧП» («Городской клуб чайных перемен») в парке Горького. В имени персонажа читается китаевед Бронислав Виногродский , совладелец «Клуба чайной культуры» в парке «Эрмитаж», завсегдатаем которого был Пелевин. В «Числах» он описывается так: « Внешне Простислав напоминал Кощея Бессмертного, переживающего кризис среднего возраста. Всё в нем выдавало осведомителя ФСБ — восемь триграмм на засаленной шапочке, нефритовый дракон на впалой груди, расшитые фениксами штаны из синего шёлка и три шара из дымчатого хрусталя, которые он с удивительной ловкостью крутил на ладони таким образом, что они катались по кругу, совсем не касаясь друг друга ». Однако даже в имени персонажа Пелевин просит у Виногродского за это прощения: «прости, Слав»
Малюта — креативщик, знакомый Мюс. По заказу Стёпы создал концепцию телепередачи «Чубайка и Зюзя», а также установил на Рублёвке рекламу с эмблемой ФСБ (щит и меч) и надписью «щит happens» .
« Это был здоровенный мрачный жлоб с жидкой ленинской бородкой (она казалась не просто козлиной, а именно ленинской оттого, что Малюта рано облысел). Одет он был в камуфляжные штаны и красную майку с закавыченной надписью: „Ghostmodernizm Rulez!“ ». Ранее появлялся в романе Generation «П» .
Издания
Роман был впервые опубликован в 2003 году в составе сборника «ДПП (NN)», после чего неоднократно переиздавался. В 2004 году был переведен на немецкий (в составе сборника; переводчик Андрас Третнер), в 2014 году был опубликован перевод романа на французский язык .
- На русском языке
- Пелевин, В. О. Числа. — М.: Эксмо, 2006. — 288 с. — ISBN 978-5-699-86972-5 .
- Пелевин, В. О. Числа. — М.: Эксмо, 2012. — 320 с. — 4 100 экз. — ISBN 978-5-699-59527-3 .
- Пелевин, В. О. Числа. — М.: Эксмо-Пресс, 2012. — 352 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-699-59379-8 .
- Пелевин, В. О. Числа. — М.: Эксмо-Пресс, 2016. — 288 с. — 4 100 экз. — ISBN 978-5-699-48385-3 .
- На немецком языке
- Viktor Pelewin. Die Dialektik der Übergangsperiode von Nirgendwoher nach Nirgendwohin. — Luchterhand Literaturverlag, München 2004. — 352 Seiten. — ISBN 978-3-630-87172-1 .
- На французском языке
- Viktor Pelevine. Les Nombres. — Paris, Alma Éditeur, 2014. — 381 pages. — ISBN 978-2362791291 .
Примечания
- ↑ Сергей Полотовский, Роман Козак. Пелевин и поколение пустоты. — М. , « Манн, Иванов и Фербер », 2012. — ISBN 978-5-91657-304-6
- ↑ Костромицкий Р. И. от 26 марта 2022 на Wayback Machine // Актуальні проблеми слов’янської філології. — 2011. — Випуск XXІV. — Частина 1.
- Быков Д. Л. от 12 августа 2020 на Wayback Machine // Огонёк . — 2003. — № 32 (7 сентября). — С. 12.
- ↑ Осьмухина О. Ю. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2018, № 3, с. 211—215.
- от 9 мая 2021 на Wayback Machine // Афиша . — № 119.
- от 31 марта 2022 на Wayback Machine // utro.ru, 17 сентября 2003.
- ↑ Алла Латынина . от 16 апреля 2021 на Wayback Machine // Новый мир . — 2004. — № 2.
- 2020-09-18
- 1