1080 год
- 1 year ago
- 0
- 0
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» ( фр. Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles ) — артхаусный фильм бельгийского режиссёра Шанталь Акерман , вышедший в 1975 году. Фильм отличается новаторским киноязыком: аскетичной, монотонной, в реальном времени, фиксацией повседневного быта героини. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» входит в различные списки лучших фильмов в истории и также считается программным феминистским высказыванием .
Жанна Дильман — вдова и мать-одиночка, живущая в квартире, адрес которой вынесен в название фильма. В фильме показаны три последовательных дня её жизни. Она застилает кровать, собирает сына-подростка в школу, готовит еду, идёт в магазин за покупками, пьёт кофе, моет посуду, вечером ужинает с сыном. Днём она занимается проституцией — принимает дома клиентов и тем обеспечивает себя и сына. На секс с клиентом отводится время, которое требуется картошке, чтобы свариться. На второй день в установленном порядке начинаются сбои: она роняет только что помытую ложку и забывает об оставленной на плите картошке и переваривает её, задерживая приготовление ужина. На третий день — зритель в первый раз видит, как Жанна занимается сексом с клиентом, испытывая оргазм, — она, одевшись, ножницами закалывает клиента.
Композиционный центр фильма — фигура главной героини Жанны Дильман, которая почти всегда находится в кадре. Камера документирует в реальном времени её ежедневные действия (умывание, чистку ботинок, мытьё посуды, приготовление пищи), доведённые до автоматизма. Фильм снят в предельно скупой манере: в каждом долгом кадре камера статична и расположена фронтально, на уровне глаз невысокой Акерман, на протяжении всего фильма не используются визуальные эффекты, музыка, даже привычная съёмка «восьмёркой» . Отдельно отмечая работу оператора Бабетты Мангольт, Дж. Хоберман называет «Жанну Дильман» одним из эталонов формализма в кино .
Благодаря предельной детализации повседневного быта зритель сам начинает замечать, что что-то идёт не так, когда Жанна кладёт купюру в супницу и затем не закрывает крышку, и сам начинает готовиться к трагической развязке, когда переваренная картошка рушит её привычный ритм жизни . Хоберман сравнивает «Жанну Дильман» с фильмами Хичкока , отмечая, что если для Хичкока проявление ужаса в повседневном — это только декорация и завязка сюжета, то Акерман, причём на социальном материале, только это чувство и оставляет в фильме . Манола Даргис называет «Жанну Дильман» «бытовым фильмом ужасов» .
Ключевыми фигурами, повлиявшими на Акерман, были Майкл Сноу и Энди Уорхол . Дж. Хоберман среди возможных предшественников «Жанны Дильман» называет и европейских режиссёров Жана-Мари Штрауба и Даниэль Юйе и . В свою очередь, фильм Акерман оказал колоссальное влияние на весь последующий кинематограф, исследующий течение времени: Педру Кошту , Апичатпонга Вирасетакула , Цзя Чжанкэ , Гаса ван Сента .
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» входит в наиболее авторитетные списки лучших фильмов всех времён . Так, в опросе кинокритиков, проведённом журналом Sight & Sound в 2012 году, картина делила 35-38 места , а в следующем опросе в 2022 году была признана величайшим фильмом; до этого ни один снятый режиссёром-женщиной фильм не попадал в топ-10 . В опросе критиков The Village Voice 2001 года «Жанна Дильман» занимает 19 место в списке лучших фильмов XX века .
Хотя Акерман всегда возражала против определения своих фильмов как феминистских, «Жанна Дильман» рассматривается как ключевое для феминизма произведение, революционное в своём внимание к повседневной жизни и социальной роли женщины и отказе от традиционного для кино « вуайеристского » взгляда на героиню .