Interested Article - Шпор, Луи

Луи́ (Лю́двиг) Шпор ( нем. Louis (Ludwig) Spohr , 5 апреля 1784, Брауншвейг — 22 октября 1859, Кассель ) — немецкий скрипач , композитор , дирижёр и педагог , один из первых представителей романтического стиля в музыке.

Биография

Шпор родился в семье врача, который был также музыкантом-любителем и старался дать сыну хорошее образование. Рано проявив музыкальные способности, Шпор в возрасте шести лет начал учиться теории музыки у органиста , затем — на скрипке у известного музыканта ( ). Достигнув достаточных успехов, Шпор обратил на себя внимание герцога Брауншвейгского , который в 1799 году назначил его придворным музыкантом. Последним учителем Шпора был скрипач Мангеймской школы (сын трубача , сотрудничавшего с Моцартом ); Экк существенно повлиял на Шпора, полностью перестроив его исполнительскую технику, и взял его с собой в продолжительную гастрольно-учебную поездку, финальной точкой которой стал в 1802 году Санкт-Петербург , где Шпор, в частности, был восхищён игрой Муцио Клементи и Джона Филда (от этой поездки остался подробный, красочный и наивный дневник 18-летнего музыканта, в дальнейшем обширными фрагментами включённый им в свои поздние воспоминания) .

Затем Шпор начал гастролировать самостоятельно, везде имея большой успех. Первое своё концертное турне в качестве солиста Шпор предпринял в 1804 году. В 1812 году музыкант отправился в Вену , где получил место капельмейстера местной оперы , а затем побывал в Италии, где составил конкуренцию самому Никколо Паганини .

В 1816 году состоялась премьера важнейшей оперы Шпора — «Фауст» по роману Фридриха Клингера . Осмыслив оперные открытия Моцарта («Дон Жуан»), Шпор одним из первых соединил в опере инфернальную и религиозную сферы, создал демонический образ, применил лейтмотивную технику и, в конечном счёте, открыл (наряду с другими композиторами) историю немецкой романтической оперы. Смелую оперу Шпора не удалось поставить в Вене, её премьера состоялась в Сословном театре Праги под управлением Карла Марии фон Вебера .

С 1817 года Шпор работал музыкальным руководителем Франкфуртского городского театра , в 1820 году вместе со своей женой, арфисткой Дореттой Шпор (1778—1834), выступил в Лондоне . Два года спустя музыкант получил место придворного капельмейстера в Касселе, где и работал до самой смерти.

Творчество

Наследие Шпора-композитора включает в себя большое количество произведений в различных жанрах: ему принадлежат девять опер, оратории, симфонии, мессы, кантаты, камерные сочинения. Наибольшей популярностью пользуются 15 его концертов для скрипки с оркестром, а также четыре концерта для кларнета , посвящённые Иоганну Симону Хермштедту . Шпор считался также одним из лучших скрипачей своего времени, его исполнение отличалось большой технической виртуозностью и глубокой выразительностью.

Основные произведения

Оперы

  • Испытание (Die Prüfung, 1806)
  • Альруна, королев сов (Alruna, die Eulenkönigin, 1808)
  • Поединок с возлюбленной (Der Zweikampf mit der Geliebten, 1811)
  • Фауст (1816; нов. редакция 1852)
  • Земира и Азор (1819)
  • Йессонда (Jessonda, 1823)
  • Горный дух (Der Berggeist, 1825)
  • Пьетро из Альбано (1827)
  • Алхимик (Der Alchimist, 1830)
  • Крестоносцы (Die Kreuzfahrer, 1845)

Произведения для голосов, хора и оркестра

Оратории

  • Страшный суд (Das jüngste Gericht, 1812)
  • Последние деяния (Die letzen Dinge, 1826)
  • Последние часы Спасителя (Des Heilands letze Stunden, 1835)
  • Падение Вавилона (Des Fall Babylons, 1842)
  • Отче наш (Vater unser) — месса на слова Ф. Г. Клопштока
  • Освобождённая Германия (Das befreite Deutschland) — сценическая кантата (1814)

Для оркестра

10 симфоний, из которых:

  • 4-я — Святость звуков (Die Weihe der Töne, 1832)
  • 6-я — Историческая (Historische, 1839)
  • 7-я — Земное и божественное в жизни человека (Irdisches und Göttliches im Menschenleben, для 2-х оркестров, 1841)
  • 9-я — Времена года (Die Jahreszeiten, 1850)

3 увертюры, в том числе, увертюра к трагедии « Макбет » Шекспира

Концерты для инструментов

Камерно-инструментальные ансамбли

  • 3 сонаты для скрипки и фортепиано
  • 15 дуэтов для 2-х скрипок
  • 5 фортепианных трио (1841-47)
  • 36
  • 4 двойных квартета (1823-47)
  • 3 фортепьянных квинтета (1820, 1845, 1853)
  • 7 струнных квинтетов
  • Фортепьянный секстет (1848)
  • Струнный секстет (1848)
  • Септет (для флейты, кларнета, валторны, фагота, скрипки, виолончели и фортепиано)
  • Октет (для скрипки, 2 альтов, виолончели, кларнета 2 валторн и контрабаса)
  • Нонет (для скрипки, альта, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны, фагота и контрабаса, 1813)

Пьесы для фортепиано, 2 фантазии для арфы

Для хора — кантаты, псалмы, хоры.

Для голоса с фортепиано — около 100 песен, в том числе песни на тексты И. В. Гёте : Гретхен за прялкой (Gretchen am Spinnrade, 1809), Миньона (1815) и др.

В астрономии

В честь главной героини оперы Луи Шпора «Йессонда» назван астероид (549) Джессонда , открытый в 1904 году.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Под именем «Людвиг» композитор известен только в Германии, во всех остальных странах его называют на французский манер «Луи»
  3. — Cambridge University Press, 2006. — P. 13-14.
  4. [Р. Рудица. М. Сапонов. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора, Роберта Шумана. — М.: Дека-ВС, 2004.] // « », 2005, № 2.
  5. . Дата обращения: 12 июля 2016. Архивировано из 1 апреля 2016 года.
  6. . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Шпор, Луи